Посмотреть на Родину

Shutterstock
Урбанистика как способ перенаправить турпоток

В 2021 году туристическая отрасль России вышла из спячки, и как только ограничения на въезд в страну и перемещение внутри были смягчены, туристы стали активно компенсировать прошлогоднее отсутствие путешествий и отдыха. В числе флагманов городского туризма — Москва и Санкт-Петербург, сейчас не только массово принимающие гостей, но и параллельно оперативно подстраивающие индустрию под новые реалии. О том, что туризм дает городу, и как, используя урбанистику, грамотно отрегулировать гостевые потоки, «Стройгазете» рассказал глава архитектурного бюро A61 Дмитрий МОРОЗОВ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Что в принципе несет с собой турпоток?

Дмитрий Морозов: Для города туризм — это источник доходов, в том числе валютных, дополнительный канал стимулирования бизнеса и создания рабочих мест, инструмент повышения стандартов качества товаров, услуг и развлечений. Кроме того, развитие туризма позволяет интенсивно и более многослойно развивать благоустройство, повышать качество горсреды в целом.

«СГ»: Как рассчитать оптимальное число гостей, чтобы город мог заработать на туризме и не столкнулся с «эффектом Барселоны»?

Д.М.: Избежать туристического коллапса в небольших городах можно при помощи создания специализированных туристических брендов (спортивных, культурно-исторических, религиозных), привлекающих определенные категории гостей. Также инфраструктура может подстраиваться под тот или иной тип платежеспособного спроса. Например, в Барселоне до пандемии власти принимали меры по постепенной адаптации цен и услуг для туристов из среднего класса и выше. Не менее важно и равномерное распределение потоков по «ткани» городского пространства. Как и в случае с офисными площадями качественные точки притяжения туристов должны создаваться в разных районах. Это не только помогает разгружать центр или наиболее востребованные локации, но и поддерживает районную микроэкономику, улучшает качество среды на местах.

«СГ»: Можно сказать, что в Москву и Санкт-Петербург приезжает недостаточно туристов?

Д.М.: Вопрос, скорее, не в количестве, а в качестве турпотока и в том, каких именно гостей стремится видеть у себя город. Москва и Санкт-Петербург — крупнейшие мегаполисы России и главные точки притяжения внешнего и внутреннего туризма. Они способны привлекать огромное количество людей, для которых найдется своя ниша интересов. Пожалуй, эти города не испытывают недостатка в туристах как таковых, в большей степени стоит говорить о необходимости привлечения туристов в неразрекламированные локации, районы, достопримечательности. В Москве и Санкт-Петербурге есть места с огромным рекреационным потенциалом, которые пока еще слабо или совсем не включены в сферу туризма. Например, район Коломны или Кронштадт, Охтинский мыс в Северной столице.

В последние годы власти двух столиц комплексно подходят к развитию туризма и стараются использовать максимальное количество инструментов привлечения гостей. Я скорее бы подчеркнул важность продолжения формирования локальных территориальных брендов в Москве с ее богатым историческим и культурным наследием. Этот процесс должен проводиться сквозь призму бережного отношения к архитектуре. Речь идет не о привычной консервации памятников различных годов, а о комплексном переосмыслении их использования. Старые рекреационные объекты можно и нужно эффективно переформатировать, не разрушая морфотип существующей застройки. Решением могут стать новые виды зонирования, восстановление зданий с последующей сменой функционала в сторону того, в котором нуждается тот или иной район.

«СГ»: Как теоретически с помощью урбанистики можно увеличить турпоток?

Д.М.: На мой взгляд, одним из основных резервных источников развития туристического потенциала городов являются неосвоенные территории, такие как промзоны. Во многих случаях они обладают богатой архитектурной историей — и этим необходимо пользоваться. Культурное и индустриальное наследие нужно не только сохранять, но и трансформировать в экономический потенциал. Локальные памятники необходимо подвергнуть комплексному переосмыслению с целью современного использования. Таким образом, можно воссоздавать точки генерации креативной активности, повышать интерес к территории, в том числе и среди туристов. Сейчас концепция «город в городе» определенно имеет огромный потенциал развития. В этом контексте более популярными станут и локальные общественные центры, создаваемые на базе старых объектов. Они сформируют разветвленную сеть качественных районных точек организации общественных мероприятий. Это будет здоровая альтернатива существующим крупным площадкам, которая позволит в случае необходимости избежать частых массовых скоплений людей. Но и в обычное время такие места останутся востребованными и полезными, развивая идеи полицентризма.


Теги: