
Весной стало известно о том, что около 500 улиц Парижа станут полностью пешеходными — по ним запретят движение автомобилей. Это самая массовая трансформация одной из европейских столиц в новейшей истории, при том что тренд формирования пешеходных маршрутов в мегаполисах совсем не нов. В России тоже есть примеры создания улиц без транспорта, хотя эта практика пока и не стала массовой. «Стройгазета» поговорила с архитекторами, социологами и чиновниками о перспективах таких начинаний в городах нашей страны.
Городская среда
Приоритет общественных и пешеходных пространств меняет не только внешний облик города, но и его атмосферу, делая ее дружелюбнее, безопаснее и привлекательнее для жизни. Такой подход находит отражение в социальной интеграции и развитии культурной жизни: пешеходные улицы превращаются в площадки для общения, проведения фестивалей, уличных выставок и концертов, формируя городской ритм и укрепляя чувство общности среди жителей.
Помимо очевидных экономических плюсов, по словам главы архитектурного бюро IQ Эрика Валеева, наличие пешеходных зон улучшает качество жизни горожан. «Снижение уровня шума, уменьшение загрязнения воздуха, возможность безопасно передвигаться по городу, в том числе для детей и маломобильных граждан, — все это эффективные инструменты улучшения городской среды», — считает он.
Создание в городах пешеходных зон способствует улучшению экологической ситуации: благодаря частичному отказу от автомобилей сокращается уровень шума и загрязнения воздуха, что особенно важно для мегаполисов с высокой плотностью транспорта. Другим неоспоримым преимуществом становится безопасность: разделение пешеходных и транспортных потоков снижает риск аварий, а большое количество людей на улицах усиливает социальный контроль и делает город менее уязвимым для преступности.
Бизнес и ретейл
Замечено, что человек, сидящий за рулем собственного автомобиля, тратит в городе гораздо меньше денег, чем пешеход. Подтверждением этой истины может служить огромное количество кафе, магазинов, сувенирных лавок и другого ретейла на прогулочных улицах. Как пояснил партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков, подобные улицы создают пешеходный трафик, характерный для коммерческих помещений, расположенных на первых этажах. «Комфортные линии такого рода стимулируют высокую проходимость, люди двигаются спокойно, заходят в кафе, магазины. Исследования показывают, что после создания удобных пешеходных зон рост выручки у локального бизнеса достигает 30-50%. Также квартиры, выходящие на качественную пешеходную улицу, ценятся выше, добавляя 10-20% к рыночной стоимости», — рассказал он.
Подтверждением таких расчетов, в частности, из московской практики, поделился Эрик Валеев: «Реконструкция Никольской ярко демонстрирует, как преобразование автомобильной улицы способно кардинально повысить привлекательность района, поднять стоимость недвижимости, увеличить обороты магазинов и ресторанов. В таком пространстве люди охотно задерживаются дольше, способствуя развитию малого и среднего бизнеса».
Shutterstock/FOTODOM
Автовладельцы vs пешеходы
Глава архитектурного бюро Archivista Маргарита Авдышева уверена: роль пешеходной инфраструктуры как одного из важнейших элементов городской среды в ближайшие годы будет только расти: «Если в прошлом веке в обществе преобладала идея тотальной автомобилизации, а урбанистика активно адаптировала окружение под эту парадигму, то сегодня многие страны больше тяготеют к сбалансированной модели организации трафика».
В то же время, нельзя игнорировать и влияние пешеходных зон на транспортную ситуацию, в том числе в свете расширения зон платных парковок и прочих ограничений. Автомобилисты опасаются, что и без того строгая политика организации дорожного движения дополнится массовым переводом улиц в туристические променады. Однако представители архитектурного сообщества успокаивают: при грамотном подходе, включающем усиление общественного транспорта и создание альтернативных транспортных решений, нагрузку на соседние магистрали можно минимизировать. «Впрочем, со временем, при условии создания максимально комфортных условий, часть автомобилистов начинает чаще пользоваться общественным транспортом, велосипедами или электросамокатами, что облегчает нагрузку на дороги и положительно влияет на экологию города», — подчеркнул Эрик Валеев.
По мнению Александра Старикова, в создании пешеходных зон опасна и даже вредна кампанейщина — реализация подобной стратегии должна происходить постепенно: для перестройки городской ткани, вызванной перенаправлением транспортных потоков, важно время и внимание к деталям. «Увеличение количества пешеходных улиц не приведет к транспортному коллапсу, если это не точечные запреты, а часть системы развития города, если есть альтернативные маршруты и транспортные решения. Главное — не просто убирать машины, а создавать систему, где они будут не нужны на коротких дистанциях», — уточнил он.
В качестве международного опыта можно назвать Осло, где центр стал пешеходным, после чего сократилось количество пробок, а в Милане создание пешеходных кварталов привело к снижению присутствия машин в центре на 20%.
Региональный опыт
Ярким примером создания пешеходной зоны можно назвать 800-метровый участок улицы Адмирала Фокина во Владивостоке. «Дальневосточный Арбат» расположен рядом с историческим кварталом «Миллионка» и органично вписан в туристический маршрут. «Городу остро не хватает качественных мест для прогулок. Это стало стимулом для застройщиков предусматривать в своих проектах пешеходные зоны. Так, в районе от улицы Крылова до улицы Герцена спроектирована пешеходная зона. Проект реализуют три застройщика, и бульвар станет связующей темой для трех жилых комплексов», — отметила заместитель председателя правительства Приморского края Ольга Иванникова.
Shutterstock/FOTODOM
Говоря о прогулочных зонах, необходимо отметить также города российского юга. По мнению Маргариты Авдышевой, в таких регионах, как Краснодарский край, влияние пешеходной инфраструктуры на жизнь даже более заметно, чем в других частях страны. Климат здесь гораздо мягче, больше солнечных и сухих дней, что превращает эти маршруты в одну из главных и почти всесезонных достопримечательностей. «В населенных пунктах, зажатых между побережьем и горами и построенных на сложном рельефе, организация сети пешеходных путей часто является единственной возможностью напрямую связать разные микрорайоны», — отметила она.
Номер публикации: №21 20.06.2025