Современные реалии стремительно меняют представления об организации пространства образовательных объектов в России.
Адаптироваться к ним в ближайшее время придется не только педагогам, но и тем, кто проектирует или строит детские сады и школы. Как учитывать новые реалии и зачем делать помещения школ полифункциональными «Стройгазете» рассказал партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков
В СССР в школьной архитектуре главную роль играли рациональность, симметричность форм, четкое распределение на функциональные блоки и секции. Эти нормы и правила работы с пространством таких объектов, во многом применяются и сейчас. Но настало время двигаться дальше – необходимо учитывать актуальные тенденции в архитектуре, достижения инженерии, технологий и т.д. Кроме того, за последние два года, удаленные и гибридные модели обучения стали широко внедряться во всем мире и просто игнорировать этот факт уже не получится.
Все очевиднее становится необходимость модернизации и расширения горизонта идей в сфере проектирования школ, что не только позволит оптимизировать схемы получения знаний, но и плотнее привлечь учеников к образовательному процессу.
Например, почему бы не заменить часть школьного двора пространством, оборудованном на эксплуатируемой кровле? Подобные решение уже несколько десятилетий применяется в крупных городах Японии и Южной Кореи. Это позволяет экономить пространство в условиях плотной городской застройки, более эффективно использовать площади. Кроме того, такой подход помогает разнообразить досуг, менять ракурс восприятия окружения, что очень важно для психологической разгрузки ребенка в перерывах между уроками. На кровле создаются безопасные огороженные спортивные площадки, искусственные травяные покрытия или зоны для чтения при естественном свете. В условиях российского климата – это могут быть сезонные или крытые площадки с безопасными системами обогрева. У нас такие решения пока редкость, и в первую очередь из-за сложностей с эксплуатацией.
Одним из важных аспектов проектирования образовательных объектов является развитие инклюзивной среды. Ранее данному вопросу уделялось преступно мало внимания. Интеграция учащихся с особыми возможностями в образовательный процесс сегодня – залог построения здорового общественного климата в будущем.
Для достижения этой цели важно не просто устанавливать удобные пандусы, подъемники, другие составляющие безбарьерной среды, но и сделать их универсальными, а главное ненавязчивыми. Такие элементы окружения, наряду с специальным учебным оборудованием должны конструироваться и внедряться в пространство так, чтобы быть незаметными и не выбивающимся из общего визуального контекста. В конце данного пути мы увидим школу, в которой любой ученик вне зависимости от его возможностей и состояния здоровья будет чувствовать себя как дома.
Новые объекты важно делать полифункциональными, увеличивать количество трансформируемых помещений. Различные части школы не нужно жестко привязывать единственному функционалу. Такой подход позволит эксплуатировать объект на порядок эффективнее, разнообразить сценарии использования территории. В данном контексте на вооружение можно взять решения, применяемые при создании гибких офисов. Речь идет о мобильных перегородках, модульной быстро трансформируемой мебели, системах светового зонирования и детально регулируемого освещения, многофункциональных атриумах и т.д.
Впрочем, любое образовательное учреждение сегодня должно быть не просто насыщено светом, а проницаемо им. Необходимый уровень инсоляции обеспечивают большие открытые окна, а в игровых комнатах или спортзалах потолки могут быть частично или даже полностью оборудованы панорамным остеклением, что особенно важно для городов с малым количеством световых часов. Кроме того, наличие качественного освещения позволит снизить зрительные нагрузки, которые усилились многократно из-за возросших объёмов потребления цифрового контента.
Образовательный объект можно и нужно наполнять качественным дизайном, который будет транслироваться через предметы мебели, оборудование, разнообразие форм и объемов. Современная школа способна быть самостоятельным учебным пособием для активно формирующейся личности. Так, конфигурация объекта, текстура поверхностей, инженерные коммуникации и их визуальное оформление передают знания об эстетике, технологиях, материалах. Можно открыть некоторые конструкции, коммуникации и инженерию, интересно обыграть их в качестве части визуального кода, как это делается в музеях, построенных поверх памятников культуры и археологии. Ступенчатые амфитеатры вместо подоконников, мягкие полы в рекреационных пространствах, стены для рисования помогут младшеклассникам активнее общаться друг с другом и окружением, разнообразить досуг. Четкие и яркие цвета в интерьере, отсутствие монотонных форм позволят изменить сценарии поведения и мышления ребенка. Окружающая среда – это третий воспитатель после родителей и педагогического состава.
Эти идеи находят свое отражение на практике. Например, в школе Летово в Москве уровни образовательного комплекса соединяют лестница-амфитеатр и зимний сад со стеной из настоящих растений. Фасады корпусов реализованы в одинаковых материалах, но различаются по стилю и колористике. Такое решение доступным визуальным языком демонстрирует функциональное наполнение каждого здания. Вестибюль, являющийся частью главного атриума - самая интересная «фишка» объекта. Это многослойное и трансформируемое пространство может функционировать как в качестве зоны школьной рекреации, так и полноценного актового зала или компактной аудитории.
В столице также можно отметить Хорошевскую гимназию, образовательный комплекс, построенный на землях бывшей промзоны ЗИЛ и еще несколько современных объектов. Впрочем, все эти комплексы сооружались под патронажем крупных компаний-кураторов или девелоперов жилья. Они изначально замотивированы создать качественный элемент городской среды с соответствующим наполнением и готовы финансировать данный процесс. Для этих целей организуется сотрудничество с архитекторами, которые разрабатывают индивидуальные проекты, интегрируют их в застройку и концепцию жилого квартала. Реализация подобной стратегии позволяет девелоперу не только исполнить базовые требования к социальной инфраструктуре, но и сформировать нужную целевую аудиторию, повысить лояльность к кейсу и бренду в целом, сыграть на руку при маркетинге будущих проектов.
Однако, чаще всего строительство школ финансируется из местных бюджетов, которые могут быть очень ограничены, особенно в регионах. Проектировщикам часто приходится укладываться не только в очень скромные финансовые, но и временные рамки. Оригинальные решения и новая функциональность поощряются крайне редко. В таких условиях работы не просто выдерживать стандарты качества и представления об эстетике.
Модернизация школ должна стать системным явлением, которое создаст возможность сформировать новую комфортную образовательную среду в нашей стране. Конечно, это многоступенчатый процесс, связанный с изменением бюджетирования, нормативно-правовой базы и кадровой политики. Если говорить об проектировочном аспекте, то необходимо как минимум организовать открытые конкурсы по разработке новых проектов образовательных объектов, уделять большее внимание качеству архитектуры и наполнения пространства, а не опираться исключительно на показатели обеспеченности школьными местами.