Натанцевать на особняк: где спрятаны сокровища балерины Матильды Кшесинской?

Натанцевать на особняк: где спрятаны сокровища балерины Матильды Кшесинской?

Натанцевать на особняк: где спрятаны сокровища балерины Матильды Кшесинской? Shutterstock/FOTODOM
Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы в Санкт-Петербурге началось строительство двухэтажного особняка в стиле северного модерна для весьма известной на тот момент балерины Матильды Кшесинской. Хотя созданием и реализацией проекта занимался академик архитектуры Александр Иванович Гоген, заказчица оговаривала с ним абсолютно все детали, включая расположение комнат, чтобы ей было максимально комфортно в них жить.

От цесаревича к князю

Матильда Кшесинская родилась в танцевальной семье. Ее отец выступал сам, работал хореографом и педагогом, а мать второй раз была замужем за танцором. Так что детей в этой семье ждала карьера балетных артистов: сначала они занимались на дому, потом поступали в Императорское театральное училище. Матильда закончила его вслед за сестрой.

О романе с цесаревичем Николаем Александровичем можно прочитать в ее дневниках. Согласно записям, он оборвался сразу же после помолвки будущего Николая II с будущей императрицей Александрой Федоровной. От романа с великим князем Сергеем Михайловичем Матильда родила сына Владимира. Спустя 10 лет состоялся ее брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил мальчика и дал ему свое отчество.

Ремонтировать? Строить!

Тем не менее, именно рождение сына (согласно дневникам балерины) послужило поводом для строительства нового дома: в здании, где она жила, мальчику могла достаться только одна комната, а Матильде хотелось, чтобы ребенок, когда немного вырастет, жил с комфортом. Помимо этого, старый дом требовал капитального ремонта, а заниматься этим не хотелось. Оказалось, что проще построить новый.

Земельный участок удачно располагался в новом районе, что позволяло построить большой дом вдали от заводов и даже окружить его садом. Наметкой внутренней отделки балерина занималась сама: зал в стиле русского ампира, угловой салон в стиле Людовика XVI, остальные помещения в английском стиле с белой мебелью или в стиле модерн. В дневниках подробно изложено, у каких мастеров была заказана та или иная мебель. Значит, действительно, этой женщине, не имевшей прямого отношения к ремонтным работам, было важно вникнуть в процесс строительства и даже поделиться этим в автобиографии наравне с описанием спектаклей и личных переживаний.

Oldsp.ru

«Ко времени переезда еще не все комнаты были обставлены, но всякому известно, что, если самой не переехать в строящийся дом, он никогда не будет готов», — написала о заселении Матильда Кшесинская. Похоже, этот подход до сих пор не теряет актуальность.

Мелочей не бывает

Очень большое внимание было уделено прислуге, которая, по мнению балерины, тоже должна располагаться в доме с комфортом: светлые комнаты, столовая, шкаф с индивидуальными секциями, закрывающимися на ключ. Экскурсии по зданию были в порядке вещей: гости с удовольствием любовались кухней, где царил идеальный порядок, и гардеробными комнатами с костюмами для выступлений и с полной описью содержимого. Кстати, находясь в отъезде, Матильда отправляла слуг за нужным реквизитом, сверяясь с этим списком. Перепутать было невозможно: в сопроводительной записке указывался номер шкафа, костюма и сопутствующих аксессуаров.

Однажды, правда, дворник не впустил в дом ее подругу, приехавшую за костюмами. Пить на рабочем месте ему было запрещено, но, когда хозяйка уезжала, мог сорваться, хоть и был георгиевским кавалером и даже посещал общество трезвости. «Мало ли, что может случиться», — объяснял он потом, когда у него спросили, почему он не открыл дверь.

Из необычных для того времени мест в доме был винный погреб, площадь которого позволяла проводить масштабные ужины среди бутылок вина; специальный шкаф с бокалами для каждого сорта приводил гостей в немалый восторг. При доме были прачечная, помещения для автомобилей, коровник (где, разумеется, держали корову, чтобы подавать к столу свежее молоко), место для свиньи и козы. При этом свинья считалась любимицей сына, а коза — балерины. У козы в этом доме были особые права. Дело в том, что коза выступала вместе с Матильдой в постановке «Эсмеральда», поэтому зачастую ее брали в театр, кормили с рук, включали ей музыку и даже держали на коленях прямо в гостиной. Но были и «привычные» питомцы, а точнее — фоксик Джиби. Чаще всего свинья, коза и фоксик гуляли вместе в саду.

Копайте глубже…

Вокруг персоны Матильды Кшесинской ходит много разных слухов. Например, что из этого дома существовал подземный тоннель прямо в Зимний дворец, чтобы Николай II мог продолжать встречаться с ней без свидетелей. Но этот слух — самый неправдоподобный: в ту пору не было таких технологий строительства, да и, если верить дневниковым записям, эти отношения уже прекратились.

Википедия

Вторая легенда гласит, что на даче Кшесинской спрятаны сокровища. Кстати, дача в Стрельне — еще одна постройка, которой руководила балерина. При даче был возведен домик для электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. Это первое строение в Стрельне (включая даже дворец), где появилось электричество. Тогда это научное чудо было еще в диковинку, и балерина очень гордилась, что именно ее дача шла в ногу со временем. А что до сокровищ… Когда умер фокс Джиби, Матильда похоронила его на даче, однако после того, как одна из богатейших женщин лишилась этого дома, распространились подозрения, что закопано было не только тело домашнего любимца, но и драгоценности.

Да, Матильда Кшесинская лишилась дома. В первой половине февраля 1917 года стали поступать звонки из полиции, что в здании находиться небезопасно. Поначалу эти предупреждения были необоснованными, но уличные волнения ширились, и 27 февраля дом был оставлен: Матильда, взяв с собой лишь саквояж с драгоценностями и собаку, переехала в квартиру своего друга, жившего неподалеку, и провела там три дня, не раздеваясь.

Всего дважды после этого балерина возвращалась в свой дом. Рояль был забит между колоннами, книги валялись на полу, ковры залиты чернилами, а в шкафах вырваны с петлями дверцы, чтобы удобнее было ставить туда ружья. Дом теперь принадлежал солдатам Петроградского бронедивизиона. И если сначала Кшесинской предложили комнату (бывшую комнату ее сына), то во второй раз приняли уже весьма недружелюбно. Попытки вернуть дом не увенчались успехом.

После Октябрьской революции в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков, в 1938-1956 годах — Музей Сергея Кирова, с 1957 по 1991 год — Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. При реконструкции в 1957 году (по проекту архитектора Николая Надёжина) дом был объединен с бывшим особняком Василия Бранта (год постройки — 1909, архитектор Роберт-Фридрих Мельцер). В устном завещании Кшесинская одобрила передачу особняка музею. После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.

Ходили долгие разговоры о кладе, якобы спрятанном в особняке. По версии потомка Кшесинской Константина Севенарда, клад был зарыт на глубине 14 метров. Но есть и иное мнение. «Да это просто невозможно! Тут на глубину двух с половиной метров копнешь — уже невская вода. Мы это знаем по нашему саду. Так что никакого клада не было, и сенсации не предвидится», — утверждает директор музея Евгений Артемов.