Областной центр взялся за цифровизацию городского хозяйства
Калуга входит в число семи городов страны, в которых реализуются «пилотные» проекты по внедрению технологий «умного города». В ноябре прошлого года в Сколково на конференции, посвященной «умным городам», мэр Калуги Дмитрий РАЗУМОВСКИЙ представил план «оцифровки» городского центра, который должен был помочь увеличить объем и повысить качество работ по уборке улиц. Тогда же в Сколково мы договорились продолжить разговор на форуме «Умный город. Инструкция по применению», который планировала принять у себя Калуга.
«СГ»: Дмитрий Олегович, в первую нашу встречу вы рассказывали, что в Калуге удалось создать цифровую платформу по уборке центра города. Что нового произошло за прошедшее время?
Дмитрий Разумовский: Сейчас идет этап масштабирования системы на всю территорию города, и в ближайшие дватри месяца этот процесс завершим. Кроме того, если раньше там были только возможности, связанные с отслеживанием выхода техники и уборки территории, то сейчас мы добавляем туда новые блоки, которые касаются, например, вывоза снега. Будет видно, с каких улиц снег вывезен, где еще остался. Замечу, что внедряет систему компания, которая понимает и знает технологию уборки, производит технику, навесное оборудование и различные датчики для этих операций. Речь идет о компании «Меркатор», она делает это приложение для наших городских служб. Когда снег полностью сойдет, мы уберем город от пыли и грязи — обработаем улицы пылесосами. С этой системой пока все. Она работает, и с точки зрения функционала меня полностью устраивает. Повторяю, система нуждается только в масштабировании на весь город.
«СГ»: А можно дополнить платформу другими функциями?
Д. Р.: Да, в этом ее достоинство. У нас внедрена система высокоуровневой аналитики. Это сбор данных, формирование отчетов, их визуализация. Мы эту систему внедрили пока для задач социально-экономического развития и интегрировали с существующей электронной системой торгов. А перспектива тут такая: уже в этом году мы свяжем ее с другими действующими системами, такими, как система бюджетного планирования, система управления недвижимостью. В перспективе во всех создаваемых муниципалитетом системах будет внедрен формат обмена информацией с нашей большой муниципальной платформой. То есть будет налажен сбор данных из различных работающих и вновь создаваемых систем.
«СГ»: Одним из важных требований проекта «Умный город» является создание систем участия горожан в решении вопросов городской жизни. Что у вас делается в этом направлении?
Д. Р.: Создан очень интересный блок по взаимодействию с горожанами. Мы внедрили систему «Активный калужанин». За это спасибо большое Москве, поделившейся с нами опытом. Мы с помощью этой системы проводим теперь голосование по различным вопросам и насущным проблемам.
«СГ»: Можно ли включить в вашу платформу какие-то услуги населению?
Д. Р.: Мы сейчас уже работаем с компанией МТС, обсуждаем возможность предоставления данных о перемещениях по городу и в целом по региону. Наша задача — создать грамотный «умный» туристический навигатор. Второй проект — возможность записи в различные кружки, секции, школы и так далее. Мы тут хотим создать мобильное приложение, чтобы любой житель в один клик мог узнать, куда записаться, а для этого просмотреть портфолио нужного учреждения или организации.
«СГ»: А что с цифровизацией ЖКХ, учетом потребления ресурсов?
Д. Р.: Остальные информационные системы, в принципе, известны. Сейчас мы, например, с компанией «Водоприбор» прорабатываем возможность запуска «пилота» на объектах социальной сферы — это диспетчеризация потребления водных ресурсов. Следующий шаг — тепловое хозяйство. Здесь тоже нужен мониторинг потребления. Попробуем внедрить схемы через энергосервисные контракты.
«СГ»: Каких еще нововведений ждать горожанам?
Д. Р.: Есть планы по световому оформлению города. Мы ведем диалог с несколькими компаниями. Хотим улучшить освещение и внедрить художественную подсветку. Также рассматриваем возможность размещения рекламных конструкций, для чего планируем размещать по городу светодиодные экраны. Есть идея делать голографические инсталляции, можно проецировать светом на тротуар объявления и рекламные плакаты. Будем в этом вопросе искать новые подходы, уходя от традиционных билбордов к новым «умным» элементам. При этом попытаемся все «упаковать» в один проект, чтобы не было избыточной нагрузки на бюджет. В целом занимаемся сейчас оптимизацией внутренних процессов. В частности, управление городского хозяйства ведет работу по созданию единого ситуационного центра. Хотим добиться автоматизации деятельности всех городских служб — с постановкой задач, контролем исполнения. Правда, пока эта часть будет закрытой для горожан. Когда заработает в рабочем режиме, сделаем ее открытой, интерактивной, чтобы калужане могли обращаться туда с жалобами и предложениями.
Справочно:
Калуга — город в европейской части России, в Центральном федеральном округе, административный центр Калужской области. Расположен на берегах Оки и ее притоков — Яченки, Калужки, Терепца, Киевки. Расстояние до Москвы — 143 км (до МКАД) и 80 км (до новых границ столицы). По численности населения Калуга занимает 58-е место в России (более 340 тысяч человек).
Номер публикации: №11 от 22.03.2019