Доступная для всех: как в современном городе обеспечить комфорт для всех групп населения?

Доступная для всех: как в современном городе обеспечить комфорт для всех групп населения?

Доступная для всех: как в современном городе обеспечить комфорт для всех групп населения? Сергей Киселев/ АГН «Москва»

Екатерина ПЕТРОВА, директор по аналитике и маркетинговым концепциям компании PIONEER:

Екатерина Петрова.jpg

Девелоперы, безусловно, причастны к созданию доступной городской среды, ведь в их зоне ответственности находится текущее строительство. Социальная задача застройщиков — задумываться о том, чтобы никто из покупателей и членов их семей не испытывал неудобств, когда живет в своей квартире или пользуется элементами инфраструктуры и благоустройства.

Вообще не следует забывать, что, когда мы говорим об инклюзивной среде, речь идет не только о доступности ее для инвалидов. Эта категория населения действительно принимается во внимание в первую очередь, но к маломобильным гражданам (МГН) относятся и люди старшего возраста, и родители с колясками, и дети всех возрастов, а также жители с временными ограничениями по здоровью (например, травмированные или беременные). Поэтому к проектированию доступной городской среды следует подходить комплексно, учитывая широкий круг потребностей МГН. В связи с этим, пожалуй, самым примечательным трендом в России сейчас можно назвать распространение и внедрение концепции «8-80». Изначально ее разработал и популяризировал канадский урбанист Гил Пеньялоса (Guillermo Peñalosa). В основе его подхода лежит идея о том, что современные города приспособлены в первую очередь для активной части населения — здоровых 30-летних людей с собственным автотранспортом, практически беспредельными возможностями передвижения и доступом к любой инфраструктуре. Но по-настоящему комфортной будет та городская среда, в которой так же удобно и безопасно и условному восьмилетнему ребенку, и восьмидесятилетнему пользователю со всеми их потребностями и ограничениями. На концепцию «8-80» сегодня стараются опираться и власти при трансформации уже существующей застройки, и девелоперы при разработке новых проектов, ведь главная ее цель — развернуть город лицом ко всем его жителям.

Часть решений, направленных на обеспечение доступной среды в девелоперских проектах, получила очень широкое распространение и стала практически обязательной для жилищных комплексов Московского региона. Так, почти везде лобби проектируются просторными, с широкими дверями, со сквозными входами на уровне земли и полностью безбарьерной средой, лифты — с широкими кабинами, заниженными кнопками и голосовым оповещением, в холле предусматриваются удобные колясочные, а в паркинге — велосипедные комнаты (иногда они могут быть совмещены с колясочными в лобби). Особое внимание традиционно уделяется максимально комфортному и безопасному для всех жителей пути от входа на придомовую территорию до двери квартиры. С этой целью в благоустройстве применяется тактильная плитка, пешеходные маршруты проектируются без перепадов высот, планируются комфортные съезды для колясок и пандусы при необходимости, бордюр — низкий, а элементы навигации — заметные и легко читаемые. Предусматривается комплексное освещение, все потенциально травмоопасные объекты хорошо видны. Для МГН делаются доступными все элементы благоустройства, появляются места для отдыха и досуга всех возрастных групп жителей. Причем применение таких принципов не зависит от класса новостройки, PIONEER внедряет их во всех своих проектах. Появление новых идей и технологий позволяет девелоперам сделать среду в своих проектах еще более доступной. Так, в некоторых ЖК есть возможность входа на закрытую территорию и в подъезд по смартфону. А в премиальном проекте High Life на входе в лобби будут установлены автоматически открывающиеся двери, что серьезно облегчит передвижение для всех жильцов. Наряду с колясочными и санузлами во входных группах появляются и детские комнаты с пеленальными столиками. На территории устанавливаются инклюзивные тренажеры или специальное оборудование, а в комплексе премиум-класса Shift, например, предусмотрен подогрев тротуаров. Изначально это решение не кажется направленным на МГН, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что оно призвано исключить появление наледи, а именно маломобильным группам жителей сложнее всего с ней справляться.