Дизайн, музыка и немного еды

Дизайн, музыка и немного еды

Shutterstock.ru

Общественное пространство становится популярным, когда в нем соединяются творческая идея и коммерческая составляющая

Какие общественные пространства нужны городу? Зачем и для кого они предназначены? Что делает их удобными и популярными у молодежи? И в чем может быть поддержка города в создании таких пространств? Эти и другие вопросы создания комфортной городской среды обсуждались в ходе состоявшегося недавно в Москве первого открытого форума «Мой район». В рамках сессии «Место силы» организаторы успешных городских площадок рассказали, как им удалось создать новые точки притяжения для горожан, найти свою аудиторию и сочетать творчество и бизнес-составляющую.

По словам Софьи Троценко, основателя Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», в основе качественных долгосрочны проектов всегда лежат человеческий фактор и креативный подход. А Игорь Подстрешный, ресторатор и сооснователь арт-пространства «Дом культуры» добавляет: «Место становится сильным тогда, когда в нем пересекаются культурная инициатива и коммерческая составляющая, тогда, когда есть уникальный продукт, который имеет свою экономику, рассчитанную на правильную аудиторию». Прежде чем прийти к созданию культурного центра, коммерсант занимался ресторанным бизнесом. Начинал с нескольких фуд-траков, «гастролировавших» по Москве. А спустя какое-то время предприниматель решил посмотреть на гастрономический формат шире, дополнив его развлекательной составляющей и концептуальными идеями. «Москва — по сути, огромное сообщество, где люди чувствуют потребность быть в среде себе подобных, — говорит Подстрешный. — И мы решили развивать эту идею через экспертное сообщество и культуру еды. «Дом культуры» стал местом, где люди назначают встречи, приходят послушать музыку, поучаствовать в интересном перформансе, и конечно, перекусить. Все вместе это делает место точкой притяжения для людей».

Дизайн-завод «Флакон» как пространство для креативного бизнеса функционирует уже больше десяти лет. Свои творческие проекты на этой площадке реализуют художники, дизайнеры, архитекторы, издатели, модельеры и рестораторы. Сюда приходят люди с семьями, чтобы побывать на фестивале дизайна или городской еды, посетить выставку или концерт. «Три года назад мы приступили к реализации редевелопмента территории бывшего хлебозавода, примыкающей к «Флакону», провели ребрендинг, чтобы концептуально объединить эти две площадки, — рассказывает Николай Матушевский, владелец и сооснователь площадки. — Теперь это единая территория, на которой можно провести полдня. Арт-пространства играют важную роль в жизни мегаполиса, и это мнение разделяют власти города. «Флакон» и «Хлебозавод» уже стали частью городской общественной инфраструктуры».

Еще одно популярное место — открывшийся пару лет назад ТЦ «Авиапарк». Девелопер этого проекта изначально сделал ставку на развлечения для подрастающего поколения. «То, что мы реализуем на площадке ТЦ, — это баловство, чудачество, все, что угодно, но точно совсем не то, чем обычно принято заниматься в ТЦ, — говорит директор по маркетингу ТЦ Максим Лапчук. — Мы стараемся одухотворить центр и сделать его интересным для многих людей».

Результатом творческого сотрудничества стало появление в прошлом году арт-площадки «Рихтер». Здесь на одной территории расположились: дизайн-отель, ресторан, бар, вермутерия, галереи современного искусства, библиотека, студия радио, печатная мастерская и сад. Это первый в городе проект с таким набором сервисов, он сразу привлек внимание москвичей. Анастасия Ефимова, сооснователь арт-площадки, считает, что «место силы» — это то пространство, куда хочется возвращаться, где рождаются идеи и новые творческие союзы. «Все начинается с идеи, на которую идут люди, — говорит Ефимова. — Мы ориентированы на творческую аудиторию, которая не зависит от каких-либо брендов и ориентирована на создание качественного уникального продукта. Чего не хватает нам для полного счастья? Наверное, конструктивного диалога с городом».

Тема взаимодействия с городскими властями постоянно всплывала в выступлениях участников сессии. По словам представителей бизнеса, нехватка экспертизы и проблема коммуникаций с властью — сдерживающие факторы развития новых городских пространств. Пока качественные изменения городской культуры зачастую реализуются в отсутствие системной поддержки со стороны столичных чиновников. Между тем, бизнес мог бы приносить городу больше пользы, если бы власти реже говорили коммерсантам, чего делать нельзя, а чаще говорили, что и как делать можно, — резюмировали участники встречи и предложили чиновникам поучаствовать в новых городских проектах формирования общественных пространств, места для которых в столичном мегаполисе еще хватает.


Справочно:

Первый общегородской открытый форум «Мой район» состоялся 4-6 июля в рамках Московского урбанистического форума. Его целью было обсуждение планов по развитию столичных районов. В дискуссиях приняли участие структуры правительства Москвы, общественные, некоммерческие организации, а также представители бизнеса.

Теги: