Тепло нынче дорого

Идея обогрева дорог с помощью электропроводящих бетонов не находит поддержки у «Автодора»

В РосдорНИИ — ведущем научно- исследовательском учреждении в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог России — разработали технологию удаления снега и льда с асфальта путем отопления проезжей части.

Для этого может быть использован специальный электропроводящий бетон (ЭПБ). В исследовании РосдорНИИ отмечается, что зимой снег с проезжей части убирают недостаточно быстро, из-за этого замедляется движение, возникают заторы. Решить проблему предлагается с помощью «теплых дорог» с электропроводящим цементобетонным покрытием. При прохождении электрического тока оно будет нагреваться и растапливать снег и лед. В качестве одного из вариантов можно рассматривать укладку ЭПБ только вдоль краев проезжей части, где скапливается большая часть снега. А вот на мостах, съездах, путепроводах и тому подобных сложных участках подогрев можно организовывать по всей ширине проезжей части.

Электропроводящие бетоны относятся к числу дешевых и доступных материалов. Отличие от обычных бетонов в том, что в качестве заполнителей в них используются сажа, графит или коксовая крошка. Они обладают стабильной электропроводностью, регулируемой в широких пределах, и достаточной механической прочностью. Специалисты института обещают сделать ЭПБ безопасными для пешеходов и водителей, изолировав его сверху специальным покрытием.

Предложение РосдорНИИ не выглядит таким уж фантастичным. Снег и наледь на дорогах — неизбежное зло, с которым приходится бороться. Однако трудно себе представить тотальную уборку снега с проезжей части всех дорог, поэтому в России и за рубежом, чаще всего на зимниках, практикуют прикатывание снега на проезжей части, что дает возможность проезда, но с ограничением по скорости. На дорогах Москвы и других крупных городов снег убирают и топят, что весьма недешево. Использование реагентов и гранитной крошки — еще одна статья расходов, а кроме того, повод для недовольства водителей и пешеходов, что является дополнением к борьбе со снегом, вносит свою лепту в общую стоимость уборки. Поэтому отметать с порога идею «утепления» дорог, наверное, не стоит. «Теплые дороги» строят в Исландии, Финляндии и в северных районах Японии.

Идея вызвала целый вал комментариев — от абсолютного неприятия до вполне благожелательных откликов. Так, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков отметил, что верит в то, что у нас появятся дороги с подогревом, которые будут сами избавляться от льда и сугробов. А вот заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ, профессор Виктор Ушаков осторожнее в оценках. Он считает, что идеи коллег из РосдорНИИ имеют право на жизнь, но не получат широкого распространения, в первую очередь, из-за экономического фактора. По словам Ушакова, речь в данном случае стоит вести о «точечных площадях»: мостах, съездах и путепроводах. «С учетом развития инновационных материалов и появления новых видов бетона эти сложные для эксплуатации в зимний период участки можно сделать «теплыми», — отметил ученый. — Однако укладывать электропроводящий цементобетон на магистрали считаю совершенно неоправданным шагом». В качестве примера Ушаков вспомнил, как лет десять назад подобный пилотный проект был запущен в Москве на Тверской улице. «Недалеко от здания мэрии определенный участок дороги прогревался, чтобы снег и лед быстрее таяли, — вспоминает он. — Однако продвижения идея не получила, это свидетельствует о том, что были определенные проблемы».

Точку зрения профессора Ушакова разделяет директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Для богатых городов, центральных улиц, в принципе, можно найти применение этой технической новинке, — полагает он. — Идея понятная, но рецепт для обычных дорог — региональных, да и федеральных — дороговат. Для определения конкретной цены необходимо смотреть конкретные технико-экономические показатели». Очевидно, что именно дороговизна — главное препятствие на пути технологии «утепления» дорог. Как заявил первый заместитель председателя правления ГК «Автодор» Игорь Астахов, в теории теплые дороги можно строить, однако экономически они неэффективны, поэтому в госкомпании такую технологию не рассматривают.

Справочно:

ФАУ «РосдорНИИ» — ведущая организация по разработке и научному сопровождению федеральных целевых и региональных программ РФ, направленных на инновационное развитие и совершенствование состояния автомобильных дорог. 
Теги: