Дело техники: при определенных условиях российские производители ДСТ смогут успешно конкурировать с иностранными коллегами

Дело техники: при определенных условиях российские производители ДСТ смогут успешно конкурировать с иностранными коллегами

Дело техники: при определенных условиях российские производители ДСТ смогут успешно конкурировать с иностранными коллегами Shutterstock/FOTODOM
С 1980 года каждое последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают рабочие и инженеры машиностроительной отрасли — одной из системообразующих и стратегически важных для национальной экономики. Сегодня машиностроительный комплекс страны является самым сложным и дифференцированным сегментом российской промышленности. Он объединяет 12 крупных комплексных направлений, в число которых входят и самые близкие для строителей предприятия — производители коммунальной и дорожно-строительной техники (ДСТ).

Результаты выше ожиданий

Ключевые показатели этого рынка, прогноз его развития обсуждали в ходе тематической конференции «Дело техники», проведенной недавно в Москве платформой «Авито Спецтехника» — членом Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш»).

Открывая мероприятие, заместитель директора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин отметил, что рынок ДСТ продолжает расти, а государство создает различные субсидирующие и грантовые программы для модернизации профильных предприятий. «Несмотря на увеличение количества импортной техники, мы не видим предпосылок к «разрушению» внутренних производств, — подчеркнул представитель профсообщества. — Рост продаж ДСТ говорит о том, что страна активно развивается и строится».

Эксперт также рассказал про общую динамику экономических показателей дорожно-строительного машиностроения в России: отгрузка ДСТ на внутренний рынок только минувшей весной выросла на 26% и в денежном выражении составила 17,9 млрд рублей. По данным «Росспецмаша», наиболее устойчивым к санкционному давлению стал сегмент прицепного и полуприцепного машиностроения. Вячеслав Пронин связывает это с тем, что внутренний рынок подобной ДСТ хорошо развит в нашей стране, что подтверждается статистикой продаж. Так, с начала года экспорт прицепной и полуприцепной продукции вырос на 367% и составляет 1,1 тыс. единиц. Отгрузка внутри страны увеличилась на 24% (I квартал 2023 года к I кварталу 2022-го) — до 16,4 единиц.

В своем выступлении спикер сделал особый акцент на необходимости выравнивания условий конкуренции с иностранными игроками. Благодаря всесторонней и системной господдержке, зарубежные компании готовы реализовывать технику по себестоимости или даже ниже ее, тогда как российские предприятия не могут рассчитывать на такое конкурентное преимущество из-за высоких налогов, дорогих и недоступных кредитов, роста цен на энергоносители, транспортировку, топливо.

По мнению Вячеслава Пронина, сегодня нужно создать условия, когда отечественные заводы смогут претендовать на такие же кредитование, налоговую нагрузку, льготы и поддержку от государства, как их иностранные конкуренты. Тогда они будут успешно конкурировать с импортом без программ субсидирования.

В свою очередь, директор исследовательской компании ID-Marketing Андрей Ловков представил структуру, объемы и динамику импорта на рынке спецтехники в РФ в 2023 году: «С конца февраля 2022 года мы отмечали падение поставок, но, начиная с июня 2022-го, импорт показывает существенный прирост, которого никто не предполагал. В 2023-м показатели превзошли все ожидания, особенно в мае».

На конференции также было отмечено, что покупка спецтехники онлайн становится все более популярной — число предложений растет. «Более 70% сбыта коммерческого транспорта и спецтехники так или иначе происходит виртуально. На нашей платформе зафиксирован рост числа объявлений, несмотря на уход компаний и сокращение поставок некоторых видов техники», — заявил руководитель направления по работе с ключевыми клиентами «Авито Спецтехника» Захар Игнатенко, добавив, что и продавцы видят рост пользователей и активнее выкладывают объявления в интернете. Так, за I полугодие текущего года предложение коммерческого транспорта и спецтехники выросло на платформе в полтора раза год к году. Наибольший спрос за это время был зафиксирован на экскаваторы — на 27% выше, чем на другую ДСТ.

В мероприятии принимали участие и непосредственные игроки машиностроительного рынка — руководитель проектов по продвижению продукции компании UMG Иван Феоктистов и руководитель отдела продаж ООО «Агро-строительные технологии» Александр Кулаков. По их мнению, высокий потенциал отрасли проявляется не только в росте продаж спецтехники, но и в поддержке производителей со стороны государства, а также подкрепляется выделенным на строительство автомобильных дорог бюджетом в 12,5 трлн рублей.

Смотрины своих «железных коней»

Передовые технологии в сфере создания ДСТ и новинки спецтехники показали на днях в Новочебоксарске (Чувашия) в рамках выставки «СтройДорЭкспо 2023». Свою продукцию на площадке представили более 50 отечественных машиностроителей, в частности, «Промтрактор», «ДСТ-Урал», «Челябинский механический завод», «Агромаш», «Петербургский тракторный завод».

Мероприятие включало в себя еще и насыщенную деловую программу, организованную Минпромторгом РФ при поддержке «Росспецмаша». Так, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов провели заседание рабочей группы, в рамках которого обсудили статус реализации совместной «дорожной карты» по импортозамещению ДСТ. Напомним, в марте 2023 года между министерством и компанией было подписано соглашение, направленное на взаимодействие и сотрудничество в данном направлении. Как результат, «Газпром» сегодня вовлекает все больше российских машиностроительных предприятий в процесс освоения новой современной и превосходящей импортные аналоги спецтехники. При этом в парке самой компании сейчас 100% бульдозеров, 99% трубоукладчиков и 73% гусеничных экскаваторов — отечественного производства.

«СтройДорЭкспо 2023» также стала площадкой для и проведения заседания уже межведомственной (Минпромторг, Минтранс, Росавтодор и др.) рабочей группы по вопросам импортозамещения в сфере закупок строительно-дорожной и коммунальной техники и расширения номенклатуры данной продукции, производимой в России. Участники совещания обсудили перспективы производства ДСТ в стране, развития рынка и вопросы обеспечения его прозрачности, а также план первоочередных мероприятий, направленных на повышение доли на внутреннем рынке российской спецтехники.

Альберт КАРИМОВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

Альберт КАРИМОВ.jpg

«Отечественная машиностроительная промышленность готова к дальнейшему наращиванию объемов производства ДСТ»

Справочно:

«Росспецмаш» — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.