Снижение среднего метража экспонируемого лота в апарт-комплексах - одна из тенденций московского рынка

Снижение среднего метража экспонируемого лота в апарт-комплексах - одна из тенденций московского рынка

Снижение среднего метража экспонируемого лота в апарт-комплексах - одна из тенденций московского рынка
Внесение в Госдуму законопроекта о статусе апартаментов вызвало небывалую активность не только среди девелоперов, но и среди покупателей. К чему это привело «Стройгазете» рассказала управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.

Надежда, расскажите вкратце об основных итогах 2021 года на рынке апартаментов в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?
В конце 2021 года на первичном рынке апартаментов массового сегмента и бизнес-класса было представлено 74 проекта. Объем предложения достиг 4,9 тыс. лотов, их общая площадь – 208,3 тыс. кв. метров. За 12 месяцев экспозиция сократилась на 8,2%, а реализуемый метраж – на 31,2%.

Какие изменения произошли в структуре предложения?
В структуре предложения по округам произошли значительные изменения: тройка лидеров полностью обновилась. На первое место по объему экспозиции вышел ЮВАО (25%; +21,3%), при этом еще год назад в нем было представлено всего 3,7%. Значительно выросли доли ВАО (17,4%; +12,1%) и ЗАО (14,1%; +10,1%). При этом доля СВАО за год снизилась на 26,8% (до 5,3%).

Доля апартаментов бизнес-класса по итогам 2021 года осталась практически неизменной относительно 2020 года (56,8%; +1,6%). Доля апартаментов эконом-класса выросла на 6,3% (до 7,7%). Сопоставимо снизилась доля апартаментов комфорт-класса (35,5%; -7,9%).

В 2021 году наблюдалось увеличение доли предложений на этапе монтажа (43,5%; +18,7%). При этом доля лотов в корпусах на стадии отделки снизилась на 11,7% (до 27,2%). За прошедший год существенно выросла доля апартаментов с чистовой и предчистовой отделкой. В конце декабря 2021 года на такие варианты приходилось 70,7% всего предложения (+36%).

Как вели себя цены?
По итогам 2021 года средневзвешенная цена квадратного метра в апарт-комплексах массового сегмента достигла 249,6 тыс. рублей. За квартал данный показатель увеличился на 3,5%, за полгода – на 4,5%, за год – на 28,9%.
В проектах бизнес-класса средняя стоимость квадратного метра в декабре 2021 года составила 345,8 тыс. рублей. За 3 месяца она снизилась на 0,6% за полгода – выросла на 15,1%, за 12 месяцев – на 32,7%.

Что происходит с реальным спросом и количеством сделок?
В 2021 году в апарт-комплексах массового сегмента и бизнес-класса было заключено 5,8 тыс. договоров долевого участия, что на 16% больше, чем в 2020 году. Помимо этого, увеличилось количество сделок с апартаментами, расположенными в реконструируемых зданиях. Они реализуются по договорам купли-продажи, поэтому реальный уровень спроса, вероятно, увеличился еще больше.

Выделите основную тенденцию 2021 года на рынке апартаментов.
Обсуждение и последующее внесение в Госдуму законопроекта о статусе апартаментов весной 2021 года стимулировало не только девелоперскую (в 2021 году на рынок вышло практически вдвое больше апарт-комплексов, чем в 2020 году – 25 против 14), но и покупательскую активность, что привело к сокращению предложения. Иная тенденция – снижение среднего метража экспонируемого лота. За 12 месяцев данный показатель в массовых апарт-комплексах сократился на 21,8% (до 33,4 кв. м), в проектах бизнес-класса – на 27,3% (до 49,3 кв. метров). Однако благодаря этому средний бюджет предложения даже немного снизился по сравнению с 2020 годом (13,3 млн рублей против 13,5 млн рублей).