Приглашение к сотрудничеству

Приглашение к сотрудничеству

Shutterstock
Реализация национального проекта требует социальной ответственности от всех участников строительного процесса

За последние месяцы в российском строительном комплексе произошли кардинальные перемены. 1 июля 2019 года отрасль перешла на новые механизмы финансирования жилищного строительства — проектное финансирование и счета эскроу. В конце минувшего года принят федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов. Правительство, Минстрой России совместно с депутатами Госдумы и представителями профессионального сообщества продолжали работу над снижением административных барьеров в строительстве. Прокомментировать происходящие в отрасли изменения «Стройгазета» попросила заслуженного строителя России, председателя экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете ГД по транспорту и строительству Владимира РЕСИНА.

ресин.jpg

«СГ»: Уже более полугода в России действует новый механизм финансирования жилищного строительства. Как вы оцениваете первые итоги реформы?

Владимир Ресин: Я считаю, что был сделан правильный шаг в сторону создания устойчивого цивилизованного рынка жилищного строительства. При проектном финансировании банки являются не только финансовым ресурсом, но и тем интеллектуальным центром, который оценивает риски проекта, мониторит процесс его реализации. Теперь это наш партнер. Да, нелегко застройщику-девелоперу, надо доказать устойчивость своего проекта. Но сроки рассмотрения проектов банки сократили, схема отработана. И цифры говорят сами за себя — объем вводимого жилья по сравнению с 2018 годом вырос, строительная отрасль переформатировалась и налаживает тесные отношения с банками.

«СГ»: По предварительным данным, в 2019 году в РФ было введено в строй более 80 млн кв. м жилья. Это немного больше, чем в 2018 году, но примерно на 10% ниже планового показателя, заложенного в национальном проекте «Жилье и городская среда». При этом количество выдаваемых разрешений на строительство снижается, в том числе и в Москве. Считаете ли вы достижимой цифру в 120 млн кв. м жилья в год (в 2024 году)? Что нужно сделать, чтобы добиться такого результата?

В.Р.: В России к 2022 году в стройке должно находиться не менее 150 млн «квадратов» жилья. Это позволит к 2024 году достичь показателей, заложенных нацпроектом. Сегодня, согласно информации Минстроя, объем текущего строительства многоквартирных домов составляет 102,8 млн кв. м, этого недостаточно. Совместно с Минстроем, которому отведена главная координирующая роль во всех строительных программах, мы должны создать такие условия, чтобы заработал современный производственный строительный конвейер, как для нового строительства, так и для реконструкции и капитального ремонта жилья. Нужна стройная вертикальная система управления планированием, формированием и реализацией инвестиционно-строительных проектов. Необходимо в разы увеличить подготовку разрешительной документации.

«СГ»: Недавно назначенный на пост вице-премьера правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что собирается провести консультации с регионами для того чтобы выяснить, что мешает застройщикам строить больше. Как бы вы ответили на этот вопрос: что мешает строить?

В.Р.: На большинстве региональных рынков сегодня отмечается низкая рентабельность строительства при высоких рисках. Многие застройщики еще работают по старым правилам и испытывают трудности с получением кредита для стройки. В свою очередь, банки не хотят вкладываться в старые проекты и отказывают строительным компаниям в финансировании, ссылаясь на их «несоответствие требованиям». Иногда банки выставляют и невыполнимые условия, например, поэтапное межевание земельного участка, устанавливают высокие проценты по кредиту. Разумеется, банки ищут надежных застройщиков, но критерии и процедуры устанавливают по своему усмотрению, оспорить их практически невозможно. Между тем, реализация национального проекта требует социальной ответственности от всех участников процесса. Важно реформировать рынок подряда на современном технологическом уровне, выступать добропорядочными работодателями, обеспечивать условия профессионального роста в отрасли. Сегодня нам нужны «умные» заказчики-застройщики и «умные банки», гибкие, прозрачные и безопасные инструменты взаимодействия с клиентами и подрядчиками.

«СГ»: Еще одно высказывание нового вице-премьера, наделавшее много шума: идея распространить опыт столичной программы реновации на другие крупные города России. По-вашему, это возможно? Насколько вообще опыт Москвы применим в российских регионах?

В.Р.: Я думаю, что опыт, который наработала Москва, включая формирование адресных перечней строек и инвестиционных программ, смело можно запускать в регионах. Только надо уточнить два важных момента. Первый момент — необходима проработанная градостроительная документация, в том числе перспективный генплан, увязывающий отраслевые потребности и экономический потенциал развития городских территорий. Второй момент — ресурсная обеспеченность и заинтересованность бизнеса. Для реализации реновационных проектов в регионах надо оценить и консолидировать все источники финансовых, трудовых, интеллектуальных и промышленных ресурсов, принять необходимые законы, адресные программы и действовать. Я думаю, что Минстрой уже в этом году сможет запустить конвейер промышленного домостроения в 10-20 пилотных регионах. Это нужно для того чтобы эффективно решать вопросы сноса аварийного жилья и переселения граждан в комфортные кварталы, обеспечить благоприятные условия для индивидуального жилищного строительства. И здесь очень показательным является урок москвичей по разработке градостроительной документации. Выполнение требуемых мероприятий оказалось не самым простым делом и потребовало времени. Но в результате проявилось самое важное звено, которое действительно определяет успех реновации, — подготовка, публичные обсуждения и утверждение проектов планировки в границах территорий для реновации жилищного фонда. А это, во-первых, квалифицированный сбор исходных данных и качество разрабатываемых проектов застройки. Во-вторых, постоянный диалог с жителями проектируемых районов, вовлечение их в процесс создания гуманной комфортной среды. И в-третьих, надо помнить, что строительная отрасль — это инновационное «умное» производство, которое может и должно со своими ресурсами обеспечить требуемый темп реновации. Отсюда следует, что нужен баланс строительных мощностей, всех видов ресурсов и интересов участников. Я поддерживаю вице-премьера Марата Хуснуллина, который на всю страну объявил мобилизацию на выполнение национальных проектов в части строительства и контроль за выполнением принимаемых решений в штабном режиме.

«СГ»: Традиционный вопрос: над чем работаете? Какие законодательные инициативы в сфере строительства обсуждаются сейчас в Думе? Какие из них вы считаете наиболее важными?

В.Р.: Буквально в ноябре-декабре 2019 года в дополнение к июньскому федеральному закону №151-ФЗ приняты документы, в которых введены системные понятия «городская среда», «развитие территорий», «благоприятная среда жизнедеятельности человека и общества», «качество городской среды» и другие. Принятый Государственной Думой в весеннюю сессию системный федеральный закон №151-ФЗ — не только о долевом строительстве. В законе определена ответственная роль Минстроя России по координации и взаимодействию всех участников инвестиционно-строительных проектов. Прежде всего, это касается формирования и ведения актуальных, современных электронных баз данных по существующим строительным проектам и ресурсам, библиотек проектов повторного применения, всего массива нормативно-технической документации, стандартов и сводов правил, классификатора строительной информации. А сегодня перед нами стоит задача продолжить актуализацию нормативной базы строительства через механизм «регуляторной гильотины», снять излишние административные барьеры и запустить в регионах реновацию. Соответствующие проекты законов надо доработать и принять в эту весеннюю сессию.

Цитата в тему:

Принимаемые законы — это результат ежедневной депутатской работы, при этом огромную роль играет профессиональное обсуждение законодательных инициатив на заседаниях и совещаниях экспертных комиссий в рамках работы экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при нашем комитете и встречи с представителями научной среды и гражданскими активистами.

Теги: