Код безопасности: Ростехнадзор будет следить за состоянием лифтового парка страны

Код безопасности: Ростехнадзор будет следить за состоянием лифтового парка страны

Код безопасности: Ростехнадзор будет следить за состоянием лифтового парка страны Shutterstock/FOTODOM
Свой профессиональный праздник российские лифтовики отметили 1 февраля. Именно в этот день в 1949 году вышло в свет постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов». И эта дата была единодушно принята отраслью в качестве Дня работника лифтового хозяйства.

С тех пор лифты стали обыденным атрибутом наших домов, оставаясь при этом и средством повышенной опасности, которое, как и любой механизм, должно проходить техосмотр, регулярно чиниться, ведь от уровня надежности лифта зависят безопасность и комфорт проживающих в доме граждан, а возросшая техническая сложность современных подъемных устройств требует квалифицированного и своевременного контроля за их состоянием и обслуживанием. В настоящее время происходит формирование такой системы государственного надзора. С марта основным уполномоченным госорганом по осуществлению данной деятельности становится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). О том, как будет организована эта работа, «Стройгазете» рассказал начальник отдела надзора за подъемными сооружениями Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Александр ЖЕМОЙДИКОВ.

Жемойдиков.jpg

Александр Георгиевич, согласно изменениям в законодательстве, Ростехнадзор с весны этого года вновь уполномочен осуществлять комплекс контрольно-надзорных мероприятий за безопасной эксплуатацией и обслуживанием лифтов. Все ли документально готово к этой работе?

В настоящее время нами внесен в правительство РФ проект постановления об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств (ОТУ) зданий и сооружений, которым устанавливается порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Вступление в силу положения о надзоре с 1 марта 2023 года синхронизировано с вступлением в силу федерального закона №548, принятого 19 декабря 2022 года, которым Ростехнадзор уполномочен на осуществление госнадзора в области безопасного использования и содержания ОТУ, к которым относятся лифты и подъемные платформы для маломобильных групп граждан.

Государственной политикой в законодательное регулирование закладывается принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований. При осуществлении госконтроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), будет являться приоритетным. Положением предусматривается также проведение ведомством внеплановых мероприятий, таких как выездная и документарная проверка, а также профилактических мероприятий в форме информирования, обобщения правоприменительной практики и объявления предостережений.

Как в настоящее время оценивается состояние лифтового хозяйства — особенно в жилом секторе — с точки зрения его безопасной эксплуатации и обслуживания? На какие моменты в ходе проверочных мероприятий предполагается обратить внимание в первую очередь?

В Ростехнадзор и в наши территориальные органы от граждан и организаций поступает большое количество жалоб на работу лифтов. В основном обращения касаются ненадлежащего исполнения управляющими организациями своих обязанностей по обеспечению безопасности при эксплуатации лифтов.

На сегодня в Ростехнадзоре стоит на учете 495 597 лифтов, из них 20% отработало назначенный срок службы. При этом граждане жалуются на небезопасную работу не только лифтов, находящихся в эксплуатации продолжительное время, но и лифтов в новостройках.

С 1 марта Ростехнадзором будут проводиться внеплановые мероприятия по жалобам граждан, содержащим информацию о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты наступления данных негативных последствий. Вместе с тем, понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования надзорных органов неминуемо влечет за собой опасность. Это может быть неконтролируемое движение лифта с открытыми дверями, прохождение кабиной лифта крайних положений первого и последнего этажей, отсутствие двусторонней переговорной связи из кабины лифта с диспетчером, неисправность автоматического реверсирования дверей кабины, возможность открытия дверей шахты снаружи без применения специального предусмотренного изготовителем ключа.

Также в качестве основания для проведения нами внеплановых проверок будут использоваться индикаторы риска нарушения обязательных требований. Но проведение данных мероприятий должно быть согласовано с органами прокуратуры.

Необходимый квалифицированный персонал есть сегодня не во всех сервисных компаниях, обслуживающих лифты. Контролировать их деятельность не планируете?

Отдельного контроля за организациями, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт лифтов, законодательством не предусмотрено. Обязательные требования к специализированным организациям по выполнению таких работ установлены правилами, утвержденными постановлением правительства РФ №743 от 24 июня 2017 года. В соответствии с ними, компания должна быть зарегистрирована на территории РФ в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, обязана обеспечить наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров. Отсутствие необходимого количества квалифицированного персонала будет считаться нарушением обязательных требований, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность.

Некоторые иностранные производители лифтов ушли из России. Требуют ли изготовленные ими лифты особого контроля?

Лифты, эксплуатируемые на территории нашей страны, подчиняются единым обязательным требованиям и правилам эксплуатации. В связи с этим особого отношения к продукции заводов, прекративших экономические связи с Россией, с технической точки зрения не требуется.

Надо отдать должное: большинство продолжают выполнять свои обязательства по действующим контрактам на фирменное обслуживание лифтов. Существенные сложности возникают с поставкой уникальных запчастей: если их и можно достать через параллельный импорт, то ощутимо дороже и дольше. Использование вместо одного узла другого, аналогичного по параметрам, сталкивается с необходимостью вносить изменения в сертификаты соответствия, что экономически невыгодно и занимает время.

Ранее часть импортируемых в Россию лифтов приходилась на малоизвестных производителей. Из-за этого затем возникали проблемы с обслуживанием, поставками запчастей и т. п. Планирует ли Ростехнадзор вносить предложения по упорядочиванию круга допущенных на российский рынок иностранных производителей?

В настоящее время данной проблемой занимаются профильные федеральные органы исполнительной власти. Минпромторг и Минстрой России совместно разрабатывают меры по поддержке отечественных производителей и производителей стран Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) путем прохождения специализированного отбора по признакам максимальной локализации производств в ЕЭК, в состав которой входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и РФ.

На текущем этапе обсуждаются критерии допуска производителей к региональным программам капитального ремонта в части замены лифтов, отработавших назначенный срок службы 25 лет — таких лифтов сейчас порядка 100 тыс. единиц — и этим закладывается фундамент безопасности на доступность обслуживания лифтов на будущее.

Не во всех регионах России обновление лифтового парка идет удовлетворительными темпами. Возможно, в Ростехнадзоре могли бы внести предложения или обозначить меры, которые бы ускорили этот процесс?

Текущие темпы осуществляемой в рамках реализации программы капремонта замены лифтов не обеспечивают исполнения сроков замены, установленных техническим регламентом. Основная причина — отсутствие достаточного финансирования указанных работ. Выход из ситуации — обеспечение необходимого финансирования региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках реализации которых и осуществляется замена лифтов. Есть еще один выход — продление установленного техническим регламентом срока использования таких лифтов.

Подробнее о текущем состоянии российского рынка лифтостроения

Александр ЖЕМОЙДИКОВ, начальник отдела надзора за подъемными сооружениями Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора:

«Имеющихся нормативно-законодательных актов, регулирующих безопасность эксплуатации и обслуживания лифтов, сегодня достаточно. Необходимость подготовки дополнительных документов будет определяться после оценки эффективности надзора и выявления новых индикаторов риска»