«СГ»: Борис Михайлович, накануне Дня энергетика хотелось бы обсудить несколько вопросов отраслевой проблематики. В частности, в декабре тарифы на «коммуналку» в стране были увеличены на 9%. Поможет ли это компенсировать инфляционные и прочие издержки энергетических компаний при снабжении потребителей?
Борис Гладких: Да, тарифы сейчас были повышены больше, чем в прошлые годы. Но напомню: ранее мы договаривались о правиле, что изменение тарифов не будет опережать инфляцию, будет примерно ей соответствовать, — и в нынешнем декабре это правило было соблюдено. Поэтому данный уровень повышения тарифов не является опережающим и соответствует годовому показателю инфляции. А участники рынка, в свою очередь, имеют дополнительную защиту, связанную с тем, что экономически обоснованный тариф отличается от тарифа, который применяется для населения. Конечно, может произойти подорожание запчастей и комплектующих и т. п. Но пока об этом говорить рано, и воздействие этих факторов мы будем оценивать уже в следующем году. В целом, положение дел в энергетической отрасли нельзя оставлять без внимания, в энергетике очень важно сохранять балансы, поэтому мы будем очень пристально отслеживать ситуацию и в случае необходимости принимать соответствующие решения.
«СГ»: Проблемы с северным завозом и обеспечением запасами топлива отдаленных населенных пунктов воспроизводятся каждый год. Может, пора создать государственного оператора, который возьмет на себя их решение?
Б.Г.: Мы наблюдаем достаточно серьезную зависимость отдельных территорий от аппетитов организаций, которые выходят на рынок поставок топлива, затем «раздувают» свой портфель, становятся серьезными игроками, но впоследствии начинают вести политику, не способствующую стабильности ценообразования. Поэтому было бы правильным ввести потолок цен и сделать более прозрачным сам механизм ценообразования на топливо.
Вместе с тем, заниматься огосударствлением системы организации поставок в рамках северного завоза не стоит. Вместо этого было бы лучше ввести ценовой коридор и заставить поставщиков раскрыть информацию о себестоимости поставок. Я считаю, что региональная политика в этой области должна быть достаточно сильной, и все вышеперечисленные тенденции нужно уметь чувствовать и прогнозировать. При этом для того, чтобы субъекты этими вопросами занимались более эффективно, надо установить для них дополнительные критерии. Один из них — уровень эффективности использования бюджетных средств поддержки. И в этой части уже пора посмотреть, отвечает ли политика некоторых субъектов по закупке топлива и обеспечению надежности функционирования региональной энергетики приемлемому уровню эффективности.
Это, кстати, касается не только северного завоза, но и других вопросов. У нас есть примеры, когда в отдельных муниципальных образованиях объекты коммунальной энергетики могут работать на разных видах топлива, при том, что есть возможность их снабжения природным газом. И имеются факты, когда использование природного газа в «тепле» на протяжении нескольких лет никоим образом не меняет ситуацию в деле генерации электроэнергии по сравнению с ее выработкой более дорогим дизельным топливом.
Очень сложной и неэффективной является сегодняшняя модель взаимоотношений субъектов и муниципалитетов, в рамках которой муниципалитеты обладают имуществом, которое они не торопятся по-хозяйски использовать, не стремятся привлечь инвесторов, и одновременно на уровне субъекта имеется конфликт с муниципалитетами по поводу дальнейшей эксплуатации муниципального имущества. Мы сейчас много говорим о необходимости укрупнения сетевых организаций — и это надо делать. А для муниципалитета главным должно быть, чтобы потребители на его территории были надежно обеспечены качественными коммунальными услугами.
«СГ»: Сегодня в стране ведется работа по распространению метода эталонов пока что только на одну часть тарифа — сбытовую деятельность ресурсоснабжающих компаний. Есть ли уже первые позитивные результаты такого перехода?
Б.Г.: Метод эталонов имеет право на жизнь, он себя позитивно зарекомендовал и, конечно, его надо и дальше активно использовать и шире применять. Но это следует делать с известной долей осторожности и ни в коем случае не использовать его везде. Я был одним из тех экспертов, кто противодействовал распространению метода эталонов на всю территорию РФ в качестве обязательного инструмента. И продолжаю считать, что в современных условиях механизм альтернативной котельной повсеместно внедрять нельзя: это инструмент, который должен использоваться с учетом конкретных реалий. И отвечать за его применение должны в первую очередь руководители муниципальных образований.
«СГ»: Даже небольшой ветер и снегопад отражаются на устойчивости электроснабжения сельских населенных пунктов. Как решить эту проблему?
Б.Г.: Крупные игроки зачастую готовы забирать сетевое хозяйство себе и вкладывать в его развитие существенные средства, но мелкособственнические интересы муниципалитетов или арендующих сети компаний такому переходу препятствуют. Поэтому в деле развития муниципального электросетевого хозяйства в конкретном муниципалитете правило должно быть одно и сводиться к следующему: «Пожалуйста, работайте на здоровье, но соответствуйте критериям эффективности, а если не соответствуете — освобождайте поляну». Иначе быть не должно, так как мы не можем допустить ситуации, когда процесс повышения надежности и качества электроснабжения в муниципальных образованиях стоит на месте.
Конечно, эти механизмы еще предстоит дополнительно корректировать. Тем не менее, многие муниципалитеты уже поняли, что в описанную выше модель взаимоотношений следует входить быстрее. А властям регионов нужно уметь вникать в ситуации на местах и способствовать достижению договоренностей участников рынка с муниципалитетами. Выявление проблем и формирование предложений по их решению — задачи, которые НОСТРОЙ выполняет. Поэтому к нам активно обращаются
Номер публикации: №48 16.12.2022