Галина Хованская: «Нет ничего ценнее жизни человека»

Галина Хованская: «Нет ничего ценнее жизни человека»

Среди самых актуальных проблем, которыми кандидаты в Госдуму РФ восьмого созыва обещают заняться после избрания в первоочередном порядке, большое место занимают те, что связаны с жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ). Будут выполнены все заявленные обещания или нет — мы узнаем в ближайшие четыре года. Однако среди претендентов есть и такие, кто уже помогал людям навести порядок в их домах и решить жилищные проблемы, добиться справедливости и уважения своих прав. В их числе и председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ седьмого созыва Галина Хованская.

«СГ»: Галина Петровна, вы в течение двух последних созывов возглавляли профильный комитет. Если подытожить, какие основные задачи удалось решить или существенно продвинуться в их решении в жилищной сфере и ЖКХ за последние годы? Что вы с коллегами по комитету выделяете в качестве основных своих достижений?

Галина Хованская: За последние два созыва ряд проблемных вопросов в сферах жилищной политики и ЖКХ удалось решить на законодательном уровне. Это и введение института некоммерческого найма, позволяющего обеспечивать людей с невысокими доходами жилыми помещениями, и запрет размещения хостелов в жилых помещениях. Мы значительно совершенствовали систему капитального ремонта, усилили адресную поддержку граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), ужесточили требования к управляющим организациям, ограничили рост платы за коммунальные услуги, предоставили право гражданам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, исключив посредников, и многое другое.

Однако ряд вопросов остаются неразрешенными, и задача комитета в следующем созыве добиться принятия законов, улучшающих качество и комфортность проживания граждан в жилых помещениях и направленных на усиление адресной помощи нуждающимся гражданам.

«СГ»: В числе направлений, которым вы уделяете наибольшее внимание, — проблема аварийного и ветхого жилья. Казалось бы, на цели переселения из таких домов граждан государство выделяет существенные средства, к решению этой проблемы подключен Фонд ЖКХ. Тем не менее по-прежнему миллионы граждан живут в аварийных условиях, даже оценки объемов аварийного жилья разнятся, и в целом во многих регионах жилищный фонд устаревает. Как все-таки решить эту проблему?

Г.Х.: Это один из сложных вопросов, который предстоит решать комитету в следующем созыве, поскольку техническое состояние жилищного фонда в стране оставляет желать лучшего. Причем решать его нужно комплексно.

Во-первых, необходимо продолжить расселение аварийного жилищного фонда при непосредственном участии государства, поскольку граждане самостоятельно с этим не справятся.

Во-вторых, нужно очень тщательно мониторить реализацию закона о комплексном развитии территорий (КРТ), поскольку в нем содержатся риски нарушения жилищных прав граждан при расселении из многоквартирных домов, и вносить в него изменения, гарантирующие беспрекословное соблюдение конституционных прав граждан.

«СГ»: Значительная часть населения продолжает критически оценивать состояние сферы ЖКХ, недовольна тем, как управляются МКД, и качеством предоставляемых ЖКУ. Какие первоочередные шаги следует предпринять, чтобы сфера ЖКХ стала более прозрачной и понятной для населения и люди не считали, что переплачивают за коммуналку?

Г.Х.: В целом проблемы в сфере управления многоквартирными домами (МКД) связаны с отсутствием добросовестной конкуренции (в ряде муниципальных образований вообще нет альтернативных управляющих организаций), а также с неудовлетворительным состоянием жилищного фонда (есть случаи, когда управляющие организации не хотят управлять домом по причине его убыточности в результате высокого процента износа) и многое другое. И самое главное — отсутствуют понятные и прозрачные стандарты управления многоквартирными домами, порядок информирования граждан о предоставлении ЖКУ и их оплаты, порядок формирования тарифов на коммунальные услуги и размера платы за жилое помещение.

Я считаю необходимым:

— ужесточить требования к управляющим организациям, за несоблюдение которых она лишается права управлять МКД;

— пересмотреть стандарты управления МКД, установив понятные и прозрачные правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, взаимодействия между управляющими организациями и жителями.

«СГ»: Сегодня на государственном уровне принято решение о выделении значительных финансов на цели модернизации коммунальной инфраструктуры. Хватит ли выделяемых средств на заявленные цели, и как сделать так, чтобы эти инвестиции работали эффективно?

Г.Х.: Безусловно, такие инвестиции будут работать эффективно, поскольку обновленные сети содержать будет дешевле и выгоднее.

Для решения проблемы изношенных коммунальных сетей правительством РФ выделено 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Если говорить о достаточности этих средств, то надо понимать, что у нас две трети объектов ЖКХ имеют износ более 60%, и чтобы его полностью модернизировать, этих денег не хватит.

«СГ»: Складывается впечатление, что частный бизнес не слишком активно инвестирует в ЖКХ, и, например, концессии не получили такого распространения, как на это был расчет? Что нужно сделать, чтобы привлечь частных инвесторов в коммуналку? Есть ли у вас такой рецепт?

Г.Х.: Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны коммерческого сектора по разным причинам. В их числе и исторически традиционная ответственность за эту сферу исключительно органов государственной и муниципальной власти, и отсутствие до недавнего времени долгосрочных тарифных программ, несовершенство законодательных норм и ряд других факторов.

При этом коммунальная инфраструктура городских поселений с точки зрения долгосрочного инвестирования является одним из наиболее безопасных сегментов отечественной экономики с основным конкурентным преимуществом в виде постоянного спроса на жизненно необходимые населению услуги, с ежегодным оборотом в несколько триллионов рублей и фактическим локальным монополизмом коммунальных предприятий.

Полагаю, рецепт привлечения коммерческого сектора универсален. Должны быть созданы законодательные и экономические условия.

«СГ»: Галина Петровна, вы идете на выборы от «Справедливой России». Если вы изберетесь, какие первоочередные законодательные инициативы вы будете выдвигать и реализовывать в составе новой Думы?

Г.Х.: В партию «Справедливая Россия» я вступила по идеологическим причинам. Ведь ни для кого не секрет, что эта партия является социально ориентированной, выступающей за защиту прав граждан, оказание социальной помощи нуждающимся. Для меня эти партийные направления близки, поскольку я ежедневно веду борьбу с региональными властями всех уровней за права жителей, вношу законопроекты, разработанные на основе реальных жизненных ситуаций и обращений граждан. Кроме того, это единственная партия, которая не требует от меня подчинения своей позиции и учитывает мое мнение при принятии решения по голосованию.

Что касается моих инициатив, то это обеспечение безопасности граждан, проживающих в аварийных домах, а также газифицированных МКД. Ведь нет ничего ценнее жизни человека, а потому должны быть созданы все условия, исключающие опасность проживания в МКД.

Необходимо, наконец, решить жилищный вопрос очередников. Люди стоят в очереди на жилье более 20 лет. Проходит целая жизнь в ожидании. Одна ипотека не способна решить жилищные проблемы людей. Буду продолжать отстаивать необходимость государственной поддержки развития и строительства социального жилищного фонда для очередников и граждан с невысокими доходами. Для таких граждан надо строить наемные дома по госзаказу.

Я убеждена, что жилищный фонд должен использоваться строго по назначению — для проживания граждан. Бизнес может существовать в доме по соседству с квартирами, но только по правилам самих жителей. Я предлагаю согласовывать с жителями цели использования нежилых помещений. Соответствующая законодательная инициатива подготовлена.

Необходимо стимулировать переход граждан на специальные счета при капитальном ремонте и выходить из так называемого «общего котла».

Необходимо людям предлагать льготные кредиты на проведение капитального ремонта и напомнить публичной власти об обязательствах софинансирования проведения капитального ремонта.

Нам удалось провести поправку в Конституцию РФ, гарантирующую адресную защиту, а значит, необходимо предусмотреть адресную помощь людям при оплате за ЖКУ независимо от места жительства и установить эту максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не более 15%.

Еще один блок моих инициатив посвящен вопросам оплаты «коммуналки», в который входят:

— отмена повышающих коэффициентов при расчете оплаты за коммунальные услуги;

— установка и обслуживание приборов учета за счет ресурсоснабжающих организаций;

— ограничение роста взноса на капитальный ремонт;

— разграничение обязательных и добровольных платежей за жилищные услуги.