Везде годится

О пользе BIM-технологий при промышленном строительстве

В июле 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству РФ в течение года обеспечить внедрение BIM-технологий при реализации госконтрактов по строительству объектов капитального строительства. Такая мера призвана сделать эту сферу более прозрачной, а также повысить качество строительства. Хотя сегодня правительство прикладывает значительные усилия для перехода к информационному моделированию, этот процесс – ввиду разных причин – движется не слишком быстро. При этом, как часто бывает, бизнес раньше государства отреагировал на появление новых технологий, несущих экономическую выгоду. Например, информационное моделирование сегодня уже широко применяется в промышленном строительстве.

Иван Коваль, старший руководитель проектов компании Bilfinger Tebodin:

Screenshot_1.png 

Преимуществ у BIM-технологий действительно много, но особенно, на мой взгляд, важны два из них – сокращение сроков реализации проекта и экономия денежных средств. По данным исследования Центра комплексного проектирования объектов Стэнфордского университета, временной период разработки смет сокращается до 80%, строительства – на 7%, а финансовая экономия в части проектирования составляет до 10% от стоимости контракта. И конечно единая информационная модель повышает качество проекта в целом. При этом любые изменения в ней фиксируются в реальном времени, что позволяет при пересмотре одного объекта автоматически трансформировать всю цепочку.

Все преимущества BIM-технологий в полной мере проявляются в промышленном строительстве. Поскольку производственные объекты отличаются большим количеством инженерных коммуникаций, при проектировании на плоскости чертежа повышается риск коллизий – ошибочных пересечений инженерных коммуникаций и строительных конструкций. Коллизии приводят к многочисленным переделкам на строительной площадке, что затягивает процесс и требует привлечения дополнительных финансовых расходов. BIM-модель позволяет устранять пересечения еще на этапе проектирования.

Еще одно преимущество BIM при проектировании крупных инфраструктурных объектов – возможность смоделировать оптимальное расположение оборудования в тесном помещении. Технологии позволяют рассматривать разные варианты решений и выбирать из них наиболее эффективный. Это относится не только к процессу строительства новых объектов, но и к модернизации уже существующих: благодаря BIM можно спроектировать модель реконструкции с минимальными простоями и визуализацией работы техники. Кроме того, при наличии «цифрового двойника» промышленные объекты могут быстро и легко адаптировать свои производственные линии к нуждам рынка.  

Стоит отметить, что комплексное использование BIM в промышленном строительстве предполагает не просто создание 3D-модели проекта взамен двухмерной, а максимальное насыщение этой модели разного рода информацией. Это и временной график строительных работ (4D), и сметные расчеты (5D), и механизмы охраны окружающей среды (6D), и эксплуатационные показатели объекта (7D). Например, благодаря временному графику заказчик и генеральный подрядчик точно знают, на каком этапе на строительную площадку нужно привезти оборудование или стройматериалы, чтобы избежать простоев. Новые технологии повышают точность и прозрачность сметных расчетов. Более того, информационное моделирование продолжает приносить выгоды даже после возведения промышленного объекта. На ее основе служба эксплуатации здания может более точно определять сроки планового ТО инженерных сетей и капитального ремонта.

Учитывая, что на строительстве промобъектов (по сравнению с жилыми или административными) обычно задействовано больше инженерных специалистов, еще одно преимущество BIM – наличие единого информационного пространства для работы и коммуникации. В том числе, BIM-модель позволяет визуализировать все проектные решения для стороны заказчика.

Наша проектно-инжиниринговая компания уже реализуем 100% своих проектов с применением BIM-технологий. Один из примеров – завод китайского автоконцерна Great Wall Motors по заказу его дочерней компании «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус». Производство внедорожников расположится под Тулой. Масштаб проекта и количество задействованных на нем сотрудников – более 100 инженеров из офисов в семи странах – требовали высочайшего уровня управления. Кроме того, необходимо было вести коммуникацию с командой заказчика, говорящей только на китайском языке. В этих условиях создание комплексной BIM-модели (с временным графиком строительства, сметными расчетами и эксплуатационными характеристиками) позволило организовать работу максимально эффективно и сократить сроки проектирования, по нашим оценкам, в 1,5 раза.