Удалены с поля

Строительство ряда станций петербургского метро откладывается из-за Чемпионата мира

Администрация Северной столицы представила новую схему развития метрополитена на ближайшие 32 года. По сравнению с предыдущей версией от 2013 года, в ней нет 13 станций. Так, из схемы исчезли станции, которые должны были продлевать ветку от «Зоопарка» в сторону петербургских новостроек на севере города. Также город отказался от строительства метро в сторону аэропорта Пулково. Но самые большие «потери» понес юго-запад города. Здесь вместо 11 новых станций запланировано строительство только шести. Так, Кировско-Выборгскую линию продлят, как и предполагалось, двумя станциями, которые будут построены на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Солдата Корзуна. Недосчитается город и линий метрополитена от Екатерингофки вдоль Финского залива и далее в направлении Стрельны вдоль Петергофского шоссе. Это значит, что жители жилого микрорайона «Балтийская жемчужина», возводимого здесь китайскими инвесторами («СГ» подробно рассказывала об этом проекте), тоже не получат обещанной подземки. Хотя раньше именно эта линия называлась в числе приоритетов для строительства городского метро.

Причина достаточно очевидна — нехватка средств и необходимость перераспределения имеющихся ресурсов. В этом году все средства, которые получал петербургский «Метрострой», шли на Невско-Василеостровскую линию. Здесь к Чемпионату мира по футболу компания должна соорудить тоннель в 5,2 км под Невой и Финским заливом и вестибюли двух станций — «Новокрестовской» и «Беговой», ими будут пользоваться болельщики, которые приедут в Петербург на матчи.

Кроме того, «Метрострой» получил еще одно обременение, которое также повлияло на темпы строительства метро. Начиная с июня этого года, компания ежемесячно перечисляла по 100 млн рублей на строительство пешеходного моста в створе Яхтенной улицы. Расходы на строительство этого «околофутбольного» объекта стоимостью 1,8 млрд рублей были распределены между пятью крупнейшими петербургскими компаниями: «Пилоном», «АБЗ-Дорстрой», «ВАД», «Возрождением» и «Метростроем». Что именно получат компании за финансовое участие — неизвестно, но, по словам главы «Метростроя» Вадима Александрова, «руку-то уж точно пожмут».

И, наконец, еще одна причина сворачивания программы строительства метро: в этом году «Метрострой» стал генподрядчиком главного питерского долгостроя — стадиона «Зенит-Арена». Не является тайной тот факт, что на этот объект метростроители бросили самые лучшие свои силы, мощности и технику.

По словам председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергея Федорова, «Метрострой» так поступил, потому что иначе было нельзя. «Мы в 2018 году хотим принимать в Петербурге Чемпионат мира по футболу? Как бы вы решили эту задачу? Думаю, что так же, как Александров, — говорит он. — Потому что мне, например, стыдно за то, как строили этот стадион в 2008 году». 

Эксперт считает, что у города не было иного выхода: если стадион не будет вовремя построен, то Смольному придется держать ответ перед Москвой. Ну, а жителей спальных районов можно всегда попросить потерпеть еще годик-другой и пожить без метро. В «Метрострое» говорят, что работы по строительству новых станций начнутся тогда, когда уже не будет работы на объектах к Чемпионату мира. В 2018 году, например, метростроители обещают сдать сразу три станции Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». В 2019 году должны быть введены станции Лахтинско-Правобережной ветки — «Театральная» и «Горный институт».


23,4 млрд рублей потратит в этом году Смольный на строительство новых станций и перегонов метро. Всего в городском бюджете на финансирование работ по метрополитену до 2022 года заложено 188 млрд рублей.


Глава петербургского «Метростроя» Вадим Александров: «Метро нужно строить тогда, когда есть деньги»