Проект Третьего пересадочного контура обретает реальность
Предыстория с контекстом
Вторым кольцом московского метро московские власти озаботились еще в 1947 году, поскольку Москва росла, особенно в юго-западном направлении. Впрочем, тогда это все же было признано не самым актуальным. К идее вернулись в 1980-х годах, когда Москва перешагнула за МКАД. Были задумано наложение четырех хорд, участки между которыми стали бы новым пересадочным контуром. Но и эта идея заглохла в силу развала СССР. Хотя именно тогда стало понятно, что сложившаяся структура метрополитена через какое-то время может привести к транспортному коллапсу, поскольку центр уже испытывал перегрузку из-за большого количества транзитных пассажиров с окраин.
На сегодняшний день идея, оформившаяся в проект ТПК (Третий пересадочный контур), обрела новую актуальность: Московский метрополитен, как живой организм, нуждается в дальнейшем развитии — гармонизации маршрутов и пассажирских потоков.
Каждый день огромное число пассажиров московского метро едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке, что отнимает у пассажиров много лишнего времени, а для самого метрополитена создает дополнительную нагрузку, особенно в часы пик. Решить эту проблему и призван строящийся ТПК. Сравните: вместо нынешних 40 минут, которые нужны, чтобы добраться от «Юго-Западной» до «Кунцевской», благодаря ТПК дорога займет всего за 18-20 минут!
Новая кольцевая линия пересечет все радиальные линии подземки и пройдет на расстоянии около 10 км от Кольцевой линии. Третий пересадочный контур станет настоящим спасением для периферийных районов города, откуда идет наибольшее количество транзитных пассажиров. Кстати, протяженность в 67 км позволит ему стать самой длинной кольцевой линией метро не только в стране, но и в мире, где пока рекордсменом считается кольцевая линия №10 Пекинского метро протяженностью 57 км. На ТПК на настоящее время запроектированы 31 станция и 21 пересадка на метро и МЦК.
Третий пересадочный контур решит проблему пересадок с одной ветки метро на другие и по прогнозам существенно разгрузит метро и внутригородские дороги. Ожидается, что ежедневно новой веткой будет пользоваться около миллиона пассажиров.
Первый пусковой участок ТПК
Северо-западный участок нового кольца от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк» включает пять станций — «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк», которые запланировано открыть для пассажиров в ближайшее время. Сейчас идут пусконаладочные работы, благоустройство прилегающих территорий. Станция «Деловой центр» расположена в СЗАО Москвы, на пересечении улиц Тестовской и Пресненской набережной, в основных конструкциях комплекса Москва-Сити и позволит пересаживаться на существующие станции «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии и «Выставочная» Филевской линии. Это проект крупнейшего станционного комплекса Европы, соединяющего три линии метро. Конструкция станции колонная с оборотным тупиком для подвижного состава с островной платформенной частью и переходной галереей между различными линиями.
В строительстве станционного комплекса применены новые технологии конструкции путей подвижного состава с виброгасящими плитами, пружинными изоляторами, уменьшающими вибронагрузки на конструктив комплекса «Москва-Сити».
Станция будет просторной и светлой. Для удобства маломобильных граждан все уровни станции соединят лифтами, на полу будут выложены тактильные плиты, по краю платформы проложат светодиодные линии, а на все двери нанесут пиктограммы. Оформление будет содержать отсылки к дизайну «Москва-Сити» — колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи выполнены из стекла. На потолке установлены панели голубого цвета, информирующие о наличии пересадки на Филевскую линию.
Станция «Шелепиха» располагается на западе Москвы, в Пресненском районе ЦАО, на пересечении Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом. Она расположена вдоль линии МЦК к северу от Шмитовского проезда. На базе станции будет организован транспортно-пересадочный узел с одноименной станцией МЦК, на которую можно будет перейти, не выходя на улицу. Станция колонного типа мелкого заложения, с двумя рядами колонн и островной платформой. Здесь запроектированы два вестибюля, связанные с платформой эскалаторами, а также лифтами для маломобильных граждан с высадкой на платформу.
Доминирующими цветами в отделке станции являются белый, желтый и черный. Шестиметровые белые колонны неправильной формы создают иллюзию высоких потолков, которые отделаны черными и желтыми пластинами. Платформа отделана гранитом, а стены — мрамором.
Станция «Хорошевская» расположена в САО, в Хорошевском районе, вдоль одноименного шоссе, близ примыкания к нему улицы Куусинена и 4-й Магистральной улицы. Станция оснащена двумя подземными вестибюлями. Восточный украшен композициями в духе работ Казимира Малевича и его последователей, а западный — в стиле конструктивизма. Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую будет осуществляться пересадка. Пол и стены отделаны светло-серым гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Проект планировки предусматривает размещение у северо-восточного вестибюля станции помещений для отдыха локомотивных бригад.
На базе станции будет построен транспортно-пересадочный узел «Хорошевская» площадью 70 тысяч кв. метров. Помимо двух станций метро, станции МЦК и технологических связей между ними, в состав узла войдут многофункциональный и общественно-деловой центр, перехватывающая и открытая плоскостная парковки, подземная парковка на 100 машино-мест.
Станция «ЦСКА» расположена на территории бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе. У станции два вестибюля. Один с выходом к дворцу спорта «Мегаспорт », второй — к строящемуся парку на Ходынском поле, между Ходынским бульваром и бывшей ВПП аэродрома. Станция оформлена в сине-красных цветах ЦСКА, в дизайне также использована символика клуба. На потолке — декоративно-художественная композиция, посвященная разным видам спорта.
На платформе станции на постаментах из светло-серого гранита с эмблемами ЦСКА установлены четыре динамичные бронзовые скульптуры — лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Высота скульптур вместе с пьедесталом — около 5 метров.
Ввод станции обеспечит шаговую доступность до метро жителям близлежащих районов и разгрузит станции метро «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, «Сокол» и «Аэропорт» Замоскворецкой линии метро.
Станция «Петровский парк» расположена на северо-западе столицы, в районе Аэропорт САО, перпендикулярно Ленинградскому проспекту, вдоль Театральной аллеи. Станция многоуровневая, колонная, мелкого заложения, с двумя рядами колонн. Над путями расположены пешеходные галереи, имеющие выход на платформу через лестничные спуски в центре станции. В зоне южного вестибюля пешеходные галереи соединяются с перпендикулярным станции коридором, заканчивающимся наклонным ходом, выводящим в аванзал, соединенный тремя лестничными спусками с центральным залом станции «Динамо».
Проект станции типовой, отличающийся от других лишь деталями и цветовым оформлением. Здесь оформление в зеленой цветовой гамме по цвету Замоскворецкой линии, на которую будет осуществляться пересадка. Платформа отделана серым и черным гранитом, путевые стены — белым мрамором, колонны — зеленым мрамором. В дизайне присутствуют изображения Петровского путевого дворца. Вестибюли и эскалаторы украшены световыми витражами.
Послесловие
А обеспечивает строительство всего ТПК один из лидеров отрасли — компания «Мосинжпроект », которая, по данным рейтингового агентства «Эксперт», является одной из наиболее динамично развивающихся компаний страны. Специалисты высочайшей квалификации, составляющие кадровую основу «Мосинжпроекта», обеспечивают проектирование и строительство новых станций Московского метрополитена, облик которых может стать новой визитной карточкой столицы.__
Справочно
Третий пересадочный контур (сокращенно ТПК) — строящаяся кольцевая линия Московского метрополитена. Длина первого пускового участка Третьего пересадочного контура составляет 10,51 км, а общая протяженность линии 67 км. «Третьим пересадочным контуром» новую линию называют потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия. Эксплуатационное название линии будет выбрано в ходе голосования на портале «Активный гражданин».
Номер публикации: №45 от 17.11.17