Связанные одной сетью

Петербург и Ленобласть сформируют единую транспортную инфраструктуру

В ближайшее время Санкт-Петербург и Ленинградская область объединятся в единую транспортную сеть. На территории регионов будут построены транспортно-пересадочные узлы и автовокзалы. Между городом и областью проложат метро и линии легкорельсового транспорта. А конкуренцию подземке составят электрички, которые будут курсировать по городу. Эти и другие мероприятия предусмотрены «Стратегией создания единой транспортной сети Петербурга и Ленобласти», активное обсуждение которой сейчас идет в регионах. Буквально на днях документ был представлен экспертному сообществу на III ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Как стало известно «СГ», до конца года стратегия будет вынесена на утверждение Координационного совета по развитию единой транспортной системы, в котором участвуют министр транспорта РФ Максим Соколов и губернаторы обоих субъектов.

На сегодняшний день стратегия включает в себя 972 мероприятия и разделена на два этапа: с 2017 по 2020 годы и с 2021 по 2030 годы. В документ заложены два сценарии развития — консервативный и инновационный. Первый направлен на повышение эффективности существующей транспортной инфраструктуры, а инновационный — предполагает строительство новых автомобильных и железных дорог, ТПУ и транспортных развязок.

По земле, по воде и по воздуху

В рамках стратегии на территории Петербурга и Ленобласти запланировано строительство сразу 60 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Общая стоимость работ оценивается минимум в 50 млрд рублей. ТПУ будут представлять из себя капитальные строения с посадочными платформами, залами ожидания, магазинами, паркингами, информационными табло. На табло пассажир сможет увидеть, когда отправляется ближайший самолет, поезд, трамвай или автобус.

Все ТПУ предложено разделить на три группы, в зависимости от того, на какие виды транспорта смогут пересесть пассажиры. Так, пассажирские комплексы первого уровня будут обслуживать пересадки пассажиров на международный, междугородный и внутригородской транспорт. Установить их планируется в аэропорту Пулково, на площадке пассажирского порта «Морской фасад», а также на городских вокзалах: Московском, Ладожском, Витебском и Финляндском.

ТПУ второго уровня ориентированы уже на междугородные, пригородные и городские транспортные маршруты. В том числе, их планируется вписать в станции метро «Балтийская», «Удельная», «Рыбацкое», «Старая Деревня», «Шушары», «Купчино». Часть пересадочных узлов появится в Пушкине, Павловске, Зеленогорске, Царском Селе, Колпине, в Кудрове, в Девяткине, на некоторых городских железнодорожных станциях, таких как Пискаревка и Ручьи.

ТПУ третьего уровня, которые планируется установить у большинства петербургских станций метрополитена, будут обслуживать только городской транспорт.

«В настоящее время из шести десятков будущих ТПУ выбрано шесть, — сообщил заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Александр Тетерин. — В первую очередь, транспортно-пересадочные узлы должны быть построены в Девяткине, Рыбацком, на Парнасе, в Купчине, в Шушарах и в Кудрове».

«Со всех вокзалов поезда…»

Строительство метрополитена за пределами КАД — еще одно приоритетное направление развития Петербурга и Ленобласти в рамках транспортной стратегии. По словам Александра Тетерина, в будущем на территории Ленобласти запланировано строительство сразу нескольких станций метро (в Янине, Кудрове и Буграх). На Парнасе запланировано строительство Северного вокзала, а в Купчине — Южного. Кроме того, уже совсем скоро город и область «свяжет» легкорельсовый транспорт. Одна из таких линий, например, будет построена от новой станции метро «Южная» до Колпина. Следующей может стать ветка от станции метро «Рыбацкое» вдоль Петрозаводского шоссе до Колпина. «Кроме того, предусматривается развитие линии скоростного трамвая в юго-западной части города, это Красносельский район с охватом, в том числе, «Балтийской жемчужины», — говорит Александр Тетерин. Еще один «легкорельс» будет ходить между Петербургом и Сертоловом. Также ветку легкорельсового транспорта планируется проложить от станции метро «Ладожская» до Всеволожска. По словам заместителя председателя правительства Ленинградской области Михаила Москвина, длина этой линии составит более 10 км. Затраты на реализацию проекта оценивались в 13 млрд рублей, пассажиропоток — в 8,3 тыс. пассажиров в час к 2020 году. В настоящее время о готовности участвовать в проекте заявила Группа ЛСР.

Одним из перспективных видов транспорта Петербурга станет и электричка. Так, например, между Сертоловом и Финляндским вокзалом планируется пустить поезд. Он будет ходить по путям, принадлежащим структурам Минобороны РФ. В ближайшее время планируется обратиться в правительство России с предложением определить источники финансирования для этого проекта. По словам Михаила Москвина, легкорельсовый трамвай — это долго и дорого, а электричка — быстро и дешево. Кроме того, для перевозки пассажиров планируется использовать существующую сеть городских железных дорог. Грузовые перевозки будут выведены за пределы города. По приблизительным подсчетам, на карте города будет построено 46 пассажирских станций. Эксперты подсчитали, что, если их удастся консолидировать с существующими станциями метро, то электрички могут стать одним из самых доступных и востребованным городским общественным транспортом. По приблизительным подсчетам они смогут перевозить до 1,5 млн человек в день.

На очереди — Восточная хорда

Приоритет в сфере дорожного строительства — это и завершение работы по Западному скоростному диаметру. Движение по центральному участку скоростной трассы откроется в период с 28 ноября по 4 декабря. Пока на ЗСД можно проехать по двум участкам — от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия» и от КАДа до берега Екатериногофки. Центральный участок призван соединить Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. Он проходит от Морского порта до Приморского проспекта. Эксперты говорят, что ЗСД позволит проезжать через весь город всего за 19 минут.

Как сообщили в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры, принято решение о трассировке второго этапа ЗСД — еще одной скоростной широтной магистрали. Эту трассу называют Восточным диаметром, или Восточной хордой. Она начнется от ЗСД в районе Благодатной улицы, пройдет в полосе отвода северного железнодорожного полукольца и подключится к КАД в районе Кудрова. Ее ориентировочная протяженность — 18,5 км. Интенсивность движения должна составить 60 тыс. автомобилей в сутки. В дальнейшем Восточную хорду планируется продолжить по территории Ленобласти до «Колы», что, как предполагается, позволит перераспределить потоки с наиболее загруженного участка кольцевой и Мурманского шоссе на входе в город.

Комментируя планы Петербурга и Ленобласти по работе над общей моделью транспортного развития, принимавший в работе конференции замминистра транспорта РФ Николай Асаул заметил, что граница между городом и областью останется только на карте, а «среда обитания будет единой».


Генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт- Петербурга и Ленинградской области» Кирилл ПОЛЯКОВ:

В случае реализации инновационного сценария объем грузовых перевозок в регионе возрастет на 71%, а пассажирских — на 51%. Этот сценарий, в частности, предполагает строительство выделенных линий скоростного транспорта, северо-восточного железнодорожного обхода Петербурга, строительство второй КАД, скоростной платной дороги в створе улиц Фаянсовая–Зольная