Семейные ценности

Семейные ценности Фото: CEBRA

В Иркутске построят школу для приемных детей

В ближайшее время в Иркутске начнется строительство «Умной школы» с поселком для приемных семей. Это первое подобное учебное заведение в России, призванное решать не только образовательные, но и социальные задачи. В 2015 году был проведен международный конкурс на лучший проект школы, в котором приняли участие 49 команд. В финал вышли три, а победителем стал консорциум датской компании CEBRA, которая уже более десяти лет занимается школами, московского бюро UNK project и ландшафтной компании Vega Landslab.

Под строительство выделен участок на правом берегу Иркутского водохранилища. Его площадь — 20,9 га. Здесь разместятся учебные корпуса, 30 таунхасов для семей с приемными детьми и центр социальной и психологической поддержки приемных семей.

Образовательный комплекс включает в себя детский сад на 200 мест, начальную школу (1-6 класс) на 360 мест и среднюю школу (7-11 класс) на 480 мест. Блоки младшей и средней школ соединены со спортивным блоком переходами. Кстати, спортивной инфраструктурой — двумя бассейнами, спортзалом и медицинским блоком — смогут пользоваться не только дети, но и все жители поселка. Помимо спортивных объектов, в школе будут мастерские.

Проектом предусмотрено создание нескольких общественных пространств — атриумов с амфитеатрами, предназначенных для общения учеников разных возрастов, и интерактивного самообучения. «Сегодня в школе дети взаимодействуют не только с учителем-«начальником», но и между собой, не сидят стационарно за партами, а объединяются в команды для решения конкретных задач, — считает Юлий Борисов, руководитель авторского коллектива UNK project. — В каком-то смысле, общественные пространства становятся, может быть, более важными, чем классы: они легче приспосабливаются под разные активности. Мы много ездили по европейским школам и видели, что именно там ученики сидят и делают научные проекты. Поэтому в «Умной школе» несколько больших холлов с амфитеатрами. И такие пространства нужнее, чем обычные рекреации для бега наперегонки, — коридоры нужно превращать в функциональные рабочие пространства».

Авторы проекта предложили для школы интересное архитектурное решение. Единая изрезанная кровля соединяет небольшие домики, стоящие по кругу. В некоторых местах под скатами и выступающими за контуры зданий навесами расположены открытые пространства-веранды. Внутри этого плотного «кольца» диаметром 200 м — закрытый внутренний двор, но по мере удаления от центра комплекса застройка разуплотняется и рассредотачивается, превращаясь в поселковую зону с жилыми одноквартирными блокированными домами. Внешне школа выглядит достаточно аскетично, акцент сделан на функциональность. Как рассказывает Юлий Борисов, чья команда занимается адаптацией проекта к российским реалиям, главной задачей было сохранить первоначальную концепцию. Поэтому визуальный облик не изменился, функциональная идея тоже. Подкорректировать пришлось лишь некоторые детали.


Справочно

Выбор города для строительства образовательного комплекса с поселком для приемных семей определяется несколькими критериями. Население города должно превышать полмиллиона человек. Необходим участок в жилом районе с возможностью обеспечения хорошей транспортной доступности, чтобы школа строилась не в чистом поле, и до нее можно было добраться. И наконец, должно быть достаточно большое число семей с приемными детьми. К сожалению, Иркутская область традиционно является одним из лидеров в России по числу детей, лишенных родительского попечения. Проект финансируется благотворительным фондом «Новый дом».