С ветерком

В крупных мегаполисах разрабатываются проекты транспортных систем для велосипедистов.

Сегодня мало кто помнит, что история велосипеда длиннее, чем история автомобиля, и что именно велосипед открыл путь авто. Общества велосипедистов, такие как Лига американских любителей колесного транспорта, первыми, еще до появления автомобиля в массовом количестве, стали добиваться улучшения качества дорог и преуспели в этом. С тех пор немало шин истерлось, и ныне автомобиль и велосипед стали чуть ли не антагонистами. Во всяком случае, «четырехколесный» рассматривает «двухколесного» как помеху, а тот винит первого в дискриминации.

Правда, в последние десятилетия велосипед стал популярен в Европе. Там устраивают велодорожки, велостоянки и прочую инфраструктуру. А еще по инициативе Европейской федерации велосипедистов создается паневропейская сеть велотрасс EuroVelo длиной 70 тыс. км, из которых уже действует более 20 тыс. км.

«Велосипедный бум» докатился и до России. «Велик» становится фактом жизни, в столице появились велодорожки, что вызвало изжогу у иных автомобилистов, да и не все пешеходы бывают довольны. Как совместить интересы всех участников уличного движения? Кардинальное решение предлагают специалисты МАДИ — «велополитен», транспортная система для велосипедов, названная по аналогии с метро.

Если коротко, то «велополитен» — это сеть велодорожек в виде композитных желобов с небольшим наклоном (на 2 градуса), вынесенных на легких эстакадах вверх и вдоль автотрасс. Вид сбоку напоминает пилу, у которой «зуб» имеет треугольную форму, где две боковые кромки имеют разный наклон и длину относительно вершины. Длинная кромка — это сам желоб, а короткая — подъемный механизм, доставляющий участников велодвижения к желобу.

«Пользоваться велополитеном смогут не только велосипедисты, — говорит один из авторов проекта, кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты и транспортные тоннели» МАДИ Сергей Зеге. — Здесь могут передвигаться гироскопы (сигвэи и их аналоги), самокаты, скейтборды, ролики и другие устройства, не оснащенные двигателями внутреннего сгорания. А для маломобильных граждан на инвалидных колясках это вообще сказка!»

410 035.jpg

В обосновании проекта говорится, что «велополитен» может использоваться для перемещения на расстояние до 10-15 км на легких колесных средствах на мускульной силе человека или с электроприводом, способных развивать скорость 18-36 км/ч.

В качестве аргумента «за» авторы приводят то обстоятельство, что километр выделенной велополосы занимает почти полгектара, а для «велополитена» потребуется меньше места: не более 500 кв. м в расчете на километр. При этом не создается помех для движения по другим транспортным артериям. По «велополитену» можно будет передвигаться без пробок со средним временем полчаса на десятикилометровую поездку от двери до двери, что является недостижимым для других видов транспорта. Линия велополитена может пропустить за час тысячи пользователей.

Затраты на возведение легких эстакад многократно ниже, чем на автодорожные или пешеходные мосты. Если же эстакады сделать крытыми, то движение по ним будет всепогодным, что упростит обслуживание. «Велополитен» может быть проложен над городской застройкой (вдоль дорог) и служить для обеспечения связи между территориями города, на которых подготовлены условия для велодвижения.