Причиной затопления Тушинского тоннеля могли стать нарушения, допущенные при строительстве в 2000-е годы
Около 11 часов утра 10 января этого года на внешней стороне насыпи канала им. Москвы возле шлюза № 8 образовался провал грунта общей площадью 50 кв. метров и глубиной 5 метров. В Тушинский тоннель, расположенный на участке между гидроузлами № 7 и № 8, начала поступать вода, на проезжую часть выливалось порядка 40-50 литров воды в секунду. Водникам пришлось срочно спустить из канала порядка 330 тысяч кубометров воды.
«Сброс воды осуществлялся равномерно, достигались две цели: не допустить разрушения гидротехнических сооружений, не допустить паводковых явлений», — сообщили в ФГБУ «Канал имени Москвы». Спуск воды был проведен достаточно быстро — за 6 часов 15 минут. Все это время движение транспорта в тоннеле было полностью закрыто.
С момента аварии прошло три месяца, все это время шла работа по устранению последствий инцидента, параллельно велось расследование причин ЧП. По мнению руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Германа Елянюшкина, причиной подмыва грунта могли стать нарушения, допущенные при строительстве тоннеля. «Главный итог — это то, что дамба, которая была построена в 1937 году, стоит, угрозы подвижек нет, — заявил вскоре после аварии глава ФГБУ. — В основном у нас есть вопросы по участкам нового строительства в 2000-х годах».
На месте аварии были проведены изыскательские работы: послойно снимался грунт, проводилось шурфление. Всего было сделано 48 замеров состояния грунта и песка. В общей сложности обследовано 10 тысяч квадратных метров грунта над тоннелем.
По словам специалистов, рассматривались три версии произошедшего —
неправильная эксплуатация, ошибки при проектировании и отступления от проекта при строительстве. Точная причина аварии будет представлена на днях в заключении межведомственной комиссии, которую возглавляет Ространснадзор. Однако, по предварительным данным, речь может идти о грубых ошибках при проектировании тоннеля и использовании на строительстве материалов низкого качества.
«Ространснадзор очень серьезно разбирался с причиной аварии, — сообщил руководитель ФГБУ. — Было выявлено, например, что вместо засыпки специальной песчаной смеси, которая должна была осуществлять противофильтрацию (сдерживание) поступающей воды, межгрунтовое пространство было просто засыпано строительным мусором. Суглинистый замок из специальной пластичной глины был также выполнен с нарушением технологий, и вместо глиняного замка мы получили какую-то кашу».
Елянюшкин сообщил также, что 2 апреля на канале в районе тоннеля начались строительно-монтажные работы. Будут восстановлены контур канала и суглинистый замок, а также установлена новая система оповещения о превышении влажности грунта.
Ранее в ФГБУ сообщали, что максимальная стоимость восстановительных работ аварийного участка канала имени Москвы над Тушинским тоннелем может составить 500 млн рублей, оговариваясь при этом, что речь идет о предварительной экспертной оценке.
«Мы обследовали зону аварии — это участок номер один, там мы разобрались, нашли место сбора воды, — рассказал Герман Елянюшкин. — Сейчас мы двигаемся дальше и смотрим, были ли и там такие процессы. Если не были, то мы все восстанавливаем, открываем навигацию... Если там (в других местах) такие же нарушения есть, то это совсем другая история».
О том, что история может действительно оказаться другой, свидетельствует недавнее заявление полпреда президента по Центральному федеральному округу Игоря Щеголева. Он на днях заявил об угрозе обрушений на канале имени Москвы. «Инженерные сооружения канала изношены и могут не выдержать нагрузок», — сказал Щеголев. По его словам, существует угроза обрушения подпорных стенок шлюзов. Кроме того, вызывает опасение состояние и других гидротехнических сооружений в ряде регионов центральной России. Так, только в Московской области выявлено 350 бесхозных объектов, большая часть из которых находится в неудовлетворительном техническом состоянии и представляет угрозу для безопасности людей.
Справочно:
Тушинский тоннель — автомобильный тоннель в Москве на трассе Волоколамского шоссе, проходящий под каналом имени Москвы. Построен в 1935-1937 годах одновременно с сооружением канала Москва — Волга (ныне канал имени Москвы). Тоннель включал в себя два параллельных проезда — по одному для каждого направления. 6 ноября 1944 года Тушино соединилось с Москвой трамваем через Тушинский тоннель.
В 1972 году в составе тоннеля был открыт еще один проезд, по которому стало осуществляться движение по Волоколамскому шоссе из центра. В 2001 году было построено еще два тоннеля: трехполосный для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра и двухполосный для съезда на улицу Свободы. При их строительстве осушали канал и срывали насыпь.
Справочно:
Канал имени Москвы — крупнейший в России воднотранспортный и водохозяйственный комплекс на внутренних водных путях. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и почти 4 тысячи километров водных путей в 12 субъектах центрального региона страны.