Поезд идет на Сахалин

andrew-sakh.livejournal.com
Старый советский план соединить остров с материком может быть реализован

ОАО «РЖД» готовится осуществить одну из популярных идей советской эпохи — построить железнодорожный мост на Сахалин. По словам главы компании Олега Белозерова, технико-экономическое обоснование проекта будет готово уже к концу текущего месяца. По своему размаху эта инфраструктурная стройка грозит превзойти строительство моста, соединяющего материковую Россию с Крымом.

«Мы проделали определенный набор изысканий и технических решений и сейчас представляем себе этот проект более детально, — сказал гендиректор РЖД. — Если год назад мы говорили, что в целом это целесообразно, то сейчас уже понимаем, где этот мост мог бы стоять». Как следует из материалов ОАО «РЖД», оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии «Комсомольск- на-Амуре—Ванино» к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Белозеров также сообщил, что компания провела переговоры с Минобороны РФ о необходимой высоте моста, поскольку «этот ключевой элемент» влияет на итоговую стоимость. А цена вопроса обещает быть немаленькой. По предварительным оценкам, весь проект с учетом инфраструктуры и расходов на строительство железнодорожных подходов составит 540,3 млрд рублей, из них 252,8 млрд рублей «возьмет» на себя сам мост. По данным РЖД, в пересчете на километр строительство объекта обойдется в 3,5 раза дороже, чем Крымский мост. Так что, скорее всего, впереди нас ждут ожесточенные споры об экономической целесообразности проекта: и у противников, и у сторонников Сахалинского моста есть аргументы.

Близок остров…

Самый большой российский остров бывает виден в хорошую погоду в самом узком месте Татарского пролива, поэтому мысль соединить Сахалин с материком мостом или тоннелем не могла не возникнуть. Впервые заговорили об этом еще в конце XIX века, но осуществить проект тогда не представлялось возможным.

К идее вернулись в советское время, в 1929-1930 годах проводились изыскания по возможности строительства тоннеля. А после войны казалось, что проект будет реализован. Говорят, что им интересовался лично Сталин. Рассматривались три варианта решения проблемы: паромная переправа, мост и тоннель. В конце концов, было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома, вышло даже секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года. Строить объект должны были МВД и МПС. По проекту, тоннель под проливом Невельского должен был пройти от мыса Лазарева на материке до мыса Погиби на острове. На Сахалине длина железной дороги должна была составить 327 км. Ось тоннеля под проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 км от станции Ванги, откуда предполагалось построить ветку на юго-запад до мыса Уанги (там возводился причал для железнодорожного парома). Всего на острове предполагалось построить 9 станций. Длина самого тоннеля должна была составить около 10 км.


На материке планировали построить ветку от мыса Лазарева до станции Селихин на участке «Комсомольск-на-Амуре— Советская Гавань» и ветку к паромной переправе. Окончание строительства инфраструктуры и временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а тоннеля — на конец 1955. Общий грузооборот по проекту для начала должен был составить около 4 млн тонн в год.

Тщательных инженерно-геологических изысканий не проводилось, все было на уровне идей, наметок и недетализированных планов. Чтобы ускорить процесс строительства, предполагалось рыть тоннель по упрощенной временной схеме, на первых этапах допускалось даже использование непропитанных шпал. Строительство вели условно освобожденные заключенные ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обеим сторонам пролива составляла 27 тыс. человек. Однако после смерти Сталина в марте 1953 года в связи с массовой амнистией заключенных все работы были свернуты.

Итоги таковы: в Хабаровском крае по правому берегу Амура было построено 120 км железнодорожного полотна от станции Селихин до станции Черный мыс. Позже эта дорога использовалась для вывоза заготовленной древесины. В месте предполагаемой паромной переправы были отсыпаны дамбы, проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева пробили ствол шахты, а в полутора километрах от берега насыпали искусственный остров диаметром около 90 м. На Сахалине дела обстояли много хуже, ничего серьезного там так и не построили. Позже, в 1973 году, остров связали с материком паромной переправой «Ванино—Холмск».

Сказку сделают былью?

Сегодня транспортная связь Сахалина с материком осуществляется самолетами и с помощью паромной переправы. В непогоду, особенно зимой, Сахалин бывает вообще недоступен, что создает проблемы для экономического развития острова и всего региона Дальнего Востока.

В июле 2018 года президент Владимир Путин на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко сообщил о том, что поручил правительству проработать вопросы, связанные со строительством мостового перехода на остров. Очевидно, подготовительная работа по проекту стартовала еще до заявления главы государства. В частности, в июне прошлого года началось проектирование новой железной дороги в материковой части России с выходом на Сахалин. Транспортная магистраль пройдет через Ульчский район Хабаровского края, где сейчас работают специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства. Техническое задание, по которому работают инженеры, было одобрено руководством РЖД еще в апреле 2018 года. Само же строительство железнодорожных путей начнется в 2021 году. Кроме того, на Сахалине на данный момент полностью перешли на российский стандарт железнодорожной колеи (раньше использовалась более узкая колея, проложенная еще японцами).

Но остается вопрос: как же быть с экономической целесообразностью? По словам главы РЖД, набор и структура грузовой базы в связке «материк — Сахалин» «меняется в лучшую сторону». Однако достаточно ли этого для того чтобы оправдать запуск столь масштабного и дорогого проекта? Отношение к планам строительства Сахалинского моста может поменяться, если взглянуть на дело шире. В сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме Владимир Путин выступил с инициативой соединения Сахалина с японским островом Хоккайдо с помощью автомобильно-железнодорожного моста. Почти сразу РЖД и Министерство инфраструктуры и транспорта Японии создали экспертную группу для проработки проекта. Но нельзя сказать «а» — про мост между Сахалином и Хоккайдо и не сказать «б» — про мост с Сахалина на материк. Ведь Япония заинтересована не столько в связи с Сахалином, сколько в связи с Дальним Востоком, Сибирью и далее — с Европой. На переговорах с японцами о возможности строительства мостового перехода с Сахалина на Хоккайдо наша сторона определила свою участие в будущем проекте так: Россия должна будет довести железную дорогу до тихоокеанского побережья и построить переход с материка до Сахалина.

Справочно:

Общая протяженность железной дороги, которая свяжет Сахалин с материком, включая шестикилометровый мост, — 585 км. Стоимость — 540,3 млрд рублей, из них мост — 252,8 млрд рублей. Кроме того, ОАО «РЖД» нужно вложить 92,1 млрд рублей в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018-2020 годы), строительные — пять лет (2019-2023 годы).
Теги: