Петербург и область «завяжут» узлы

Петербург и область «завяжут» узлы

В развитие транспортной инфраструктуры региона планируется вложить десятки миллиардов рублей.

До 2030 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области планируется построить 60 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Одиннадцать узлов, сооружаемых на территории Петербурга, отнесены городскими властями к числу первоочередных объектов. Объем инвестиций в эти объекты оценивается в 50 млрд рублей. По плану проекты предстоит реализовать до 2020 года.

Как правило, узлы строятся в тех районах, где ведется активное строительство и ожидается значительный рост пассажиропотока. Так, например, на станции метро «Удельная» строится много жилья, сюда сходятся пять социальных и девять коммерческих автобусных маршрутов, а также один маршрут трамвая. Кроме того, здесь есть и железнодорожная станция. Согласно предпроектным разработкам, ТПУ «Удельная» будет включать в себя подземные и наземную перехватывающие парковки, пешеходные галереи над железнодорожными путями и автодорогами, навесы над остановками общественного транспорта и коммерческие площади.

Инфраструктура ТПУ «Путиловская» включает в себя станцию метро, пять социальных и пятнадцать коммерческих автобусных маршрутов, четыре троллейбусных и два трамвайных маршрута, а также перехватывающую парковку. Планируется, что в 2019 году будет построена новая станция метро, которая расположится по соседству с Кировским заводом, а перехватывающих парковок в будущем станет уже три. Кроме того, комплекс будет включать в себя торговый центр, навесы над остановками общественного транспорта, вестибюли обеих станций метро.

В жилом комплексе «Балтийская жемчужина», который построили в городе китайские инвесторы, тоже будет ТПУ. Сейчас в этот квартал ведут 6 социальных и 14 коммерческих автобусных маршрутов, а также 3 маршрута трамвая. Предполагается, что там также появится новая станция метро, которую объединят с подземной перехватывающей парковкой и коммерческими объектами.

Еще один ТПУ будет построен в историческом центре Петербурга, на Сенной площади. Здесь предстоит оборудовать места остановок общественного транспорта, изменить организацию движения и построить подземные пешеходные переходы. На реконструкцию исторической застройки уже получено положительное заключение государственной экспертизы.

Модернизация ТПУ «Рыбацкое», расположенного в одном из спальных районов города, предполагает строительство легкорельсового транспорта (ЛРТ), который должен связать центр Санкт-Петербурга с Колпино, а также пешеходных галерей и перехватывающего паркинга.

Еще один ТПУ появится на юге Санкт-Петербурга — в Купчино. Он будет состоять из новых автовокзала, паркинга и двух веток ЛРТ: от аэропорта Пулково до будущей станции метро «Южная». Также линия ЛРТ будет проложена из Купчино до нового города-спутника Южный.

По соседству с Купчино запланировано возведение ТПУ «Шушары-Южная». Он включит в себя станцию метро «Южная», легкорельсовый транспорт от метро и автобусную сеть. По плану работ сейчас НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга занимается проектами планировки и межевания территории будущего ТПУ.

А вот наиболее близок к реализации проект ТПУ «Пулково», получивший одобрение Госэкспертизы еще в 2013 году. Однако согласованный тогда вариант пришлось отложить из-за того, что возникли проблемы с финансированием строительства ЛРТ. В настоящее время появилась информация, что деньги выделены будут.

Остальные проекты городских ТПУ («Балтийская», «Площадь Ленина» и «Парнас») находятся на данный момент на предпроектной стадии или на стадии поиска решений.

Как рассказали «СГ» в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, по большинству объектов в настоящее время идет активный поиск инвесторов. Поэтому, по словам собеседников в Смольном, все сроки, указанные в программе строительства ТПУ, весьма условные. Первым будет строиться тот ТПУ, на который найдется инвестор. Стоимость проектов и сроки их окупаемости в каждом случае индивидуальны. В основном город будет брать на себя 35% от общих затрат на реализацию объектов, остальная часть ляжет на бизнес. Предполагается, что окупать свои средства инвесторы будут за счет коммерческих площадей, встраиваемых в транспортную инфраструктуру. При этом, по мнению опрошенных «СГ» участников рынка, проекты эти очень дорогие, а в условиях кризиса и для бюджета, и для частных инвесторов они тяжелы.

Несколько ТПУ запланировано построить и на границе с Ленинградской областью, там, где сегодня идет активное жилищное строительство. Так, во Всеволожском районе в поселке Мурино будет построен ТПУ «Девяткино». Этот проект уже прошел экспертизу, и на него правительство Ленобласти делает ставку, назвав его пилотным, так как он станет первым для реализации других транспортных узлов, которые могут появиться на границе Петербурга и области. Сегодняшний этап — отработка схемы государственно-частного партнерства, в рамках которой и будет строиться хаб. Общая площадь ТПУ превысит 451 тысячу кв. метров. Построить «Девяткино» планируется к 2021 году.