Стадионы, построенные к ЧМ-2018, могут стать точками притяжения горожан и туристов
14 июня стартовал XXI чемпионат мира по футболу. Впервые в истории мировое футбольное первенство проходит в России. За время подготовки к мундиалю отечественные строители проделали огромную работу. Были построены с нуля или реконструированы 12 стадионов в одиннадцати городах страны, обустроены десятки тренировочных полей, возведены объекты инфраструктуры, гостиницы и многое другое.
На организацию чемпионата потрачены огромные средства. По подсчетам аналитиков компании McKinsey, всего на подготовку к ЧМ-2018 потрачено 1,2 трлн рублей. Почти половину этой суммы — 630 млрд рублей — составили вложения в строительство и реконструкцию стадионов и аэропортов. Но если дальнейшая судьба аэропортов более или менее понятна, то вопрос о том, как будут использовать после чемпионата стадионы, волнует даже президента страны.
В ходе состоявшейся 7 июня «прямой линии» Владимир Путин заявил, что построенные в России стадионы найдут свое применение после чемпионата. При этом глава государства сослался на пример Сочи, где, по его словам, почти все построенные к Олимпиаде инфраструктурные объекты загружены и сейчас. Президент выразил также надежду, что сооружение стадионов даст импульс развитию футбола в России.
Современный футбол — это не просто очки и голы, это — сложный бизнес. И футбольный стадион — это не только место проведения игр, но настоящее предприятие со спортивной, развлекательной и торговой функциями, часть рынка коммерческой недвижимости. Их использование после завершения соревнований — серьезная задача. Примером успешного развития спортивной инфраструктуры можно считать опыт Германии, проводившей у себя чемпионат мира по футболу 2006 года. К мундиалю в стране были реконструированы все основные арены. Но кроме прекрасных полей и удобных кресел, на стадионах появились фитнес-центры, рестораны, офисные помещения и другие площади «двойного назначения», рядом открылись гостиницы и торговые комплексы. Но есть примеры и иного рода. Олимпийский городок, построенный в Афинах к Олимпийским играм 2004 года, сегодня заброшен и пустует. В последние годы в ряде стран были проведены серьезные исследования экономики спортивных комплексов. Активно обсуждается эта тема и в архитектурном сообществе.
По данным аналитиков компании PriceWatarhouseCooper (PwC), мировая практика показывает, что основной статьей доходов стадионов являются поступления от якорных арендаторов — футбольных клубов. Доля арендных платежей в доходах составляет, в среднем, от 40 до 60%. Еще одной важной статьей, связанной непосредственно с клубом, являются доходы в день матча: выручка от билетов, кейтеринга и продажи атрибутики. К доходам, связанным с футболом, можно также отнести заработки размещаемых на стадионах клубных музеев и магазинов. Так, на территории 57% стадионов, попавших в исследование PwC, есть клубные магазины, которые притягивают болельщиков и туристов не только в дни матчей. Объемы подобных доходов напрямую зависят от популярности футбола в стране, культуры «боления» и уровня доходов населения и его готовности тратиться на спортивные развлечения. Безусловно, доходы приносит и реклама, но они ограничены, во-первых, объемами доступных рекламных площадей, а во-вторых, набором товаров, которые можно рекламировать в спортивном сооружении.
По мнению экспертов PwC, в последние годы возрастает роль дополнительных заработков, связанных с предоставлением стадионами услуг класса «люкс» и нецелевой деятельностью. Зарубежный опыт показывает, что на аренах можно проводить не только спортивные, но и культурные и деловые мероприятия. Например, можно сдавать стадион для проведения праздников, концертов, выставок, конференций и даже свадеб.
Результаты опроса операторов стадионов показывают, что на действующих объектах самым популярным видом дополнительной деятельности оказалось проведение деловых мероприятий — в среднем 182 в год. На 67% стадионов оборудованы комфортные конференц-залы. Офисные помещения и рестораны тоже являются источником дохода, хотя и менее востребованным. Еще одним трендом «стадионной жизни» в настоящее время становится наличие специальной детской комнаты, что позволяет привлечь не только взрослых, но и целые семьи.
Дискуссии об использовании стадионов после чемпионата мира в России начались в профессиональном сообществе еще несколько лет назад, когда не все арены были еще построены. Уже тогда высказывались опасения, что не у каждого объекта есть якорный клуб-арендатор или спонсор. В ряде случаев, как, например, в Волгограде или Саранске, местные футбольные команды хотели бы играть на новых полях, но они явно не «потянут» расходы на содержание такой инфраструктуры. В этом случае немаленькие расходы по содержанию и обслуживанию стадионов могут лечь дополнительным грузом на городские или региональные бюджеты.
На сегодняшний день в своем светлом будущем могут быть уверены стадионы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. У этих объектов уже сейчас есть планы дальнейшего развития и календарь мероприятий (причем не только спортивных), на которых можно заработать. Например, стадион «Лужники» является частью формирующегося спортивного кластера. По словам столичных властей, большая арена будет занята не только матчами национальной сборной по футболу, но и другими мероприятиями. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассчитывает, что арена станет центром притяжения для туристов. По его расчетам, формируемый на базе олимпийского комплекса «Лужники» спортивный кластер ежегодно будут посещать от 4 до 5 млн человек. «Стадион будет активно использоваться и после мундиаля, здесь предполагается проводить концерты и соревнования по другим видам спорта, а в подтрибунных помещениях — корпоративные и бизнес-мероприятия, — заявил Марат Хуснуллин. — На стадионе откроются панорамная смотровая площадка с прекрасными видами на Москву и ресторан». Но, разумеется, далеко не все стадионы ЧМ-2018 могут рассчитывать на столь блестящее будущее. Это, очевидно, понимают и в министерстве спорта. В настоящее время объявлено о разработке концепции вовлечения спортивных арен в спортивную и общественную жизнь с учетом экономических реалий. На стадии обсуждения рассматриваются несколько вариантов содержания стадионов — от создания единого государственного оператора до применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в использовании арен. Подробности этой концепции мы, видимо, узнаем уже скоро.
Цитата в тему
Кирилл ТИХОНОВ, консультант спортивной практики PwC в России:
«Анализ посещаемости высших футбольных лиг в пяти странах, в которых состоялись крупные международные турниры, — Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Франции, показал, что максимальный среднегодовой рост посещаемости в течение пяти сезонов после проведения чемпионата мира или Европы составляет не более 6%. Таким образом, мы не можем рассчитывать на то, что значительно увеличим посещаемость, а соответственно и доходы от продажи билетов, в связи с чем необходимо делать ставку на дополнительные источники доходов»
Цитата в тему
Раймонд ФАДЕЛЬ, региональный директор AECOM в России:
«Строительство стадиона — очень дорогое удовольствие. Говоря об окупаемости, мы имеем в виду расходы на содержание. Расходы же на стройку, если и удастся покрыть, то очень и очень не скоро. Да и не каждой арене это удастся»
Справочно
По оценкам экспертов, стадион в Москве или Санкт-Петербурге может заработать в день матча на всех видах услуг и торговли от 5 млн до 30 млн рублей.
Справочно
XXI чемпионат мира по футболу проходит с 14 июня по 15 июля в одиннадцати городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Саранске, Сочи, Ростове-на-Дону, Калининграде, Нижнем Новгороде и Волгограде.
Номер публикации: №23 от 15.06.2018