Непроезжая часть

Госсовет заявил о необходимости улучшения региональных дорог

Состоялось заседание Государственного совета, посвященное вопросам развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения. На нем, в частности, обсуждались меры, направленные на повышение эффективности дорожного строительства, улучшения качества ремонта и содержания дорог. Открывая заседание, президент России Владимир Путин отметил, что за последние четыре года общая протяженность дорог высшей категории увеличилась в стране на 2423 км. Правда, произошло это, главным образом, за счет федеральных трасс. Здесь доля дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, выросла до 83%, тогда как в 2010 году она составляла всего 38,6%. Но, несмотря на это, дорог высокого качества в стране по-прежнему недостаточно, в регионах доля дорог в нормативном состоянии не дотягивает даже до половины.

«Для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве каждому региону в ближайшее время необходимо разработать и принять соответствующую программу, и не декларативную, а реалистичную, рассчитанную на период не менее чем до 2024 года, — заявил глава государства. — Это даст возможность дорожным строителям планировать работу «вдолгую», загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать строительные материалы, вкладываться в специалистов и новые технологии».

Президент также предложил шире использовать при строительстве новых дорог различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП), внедрять контракты жизненного цикла.

По словам президента, это потребует изменений законодательной и нормативной базы, а также новых управленческих решений. И здесь важно знать, что уже сделано, что запланировано, какие регионы готовы внедрять новые методы и как в целом идет распределение финансовых ресурсов, заключение контрактов и выполнение работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Владимир Путин особо остановился на проблеме порядка определения цен. Не секрет, что подрядчики зачастую выходят на конкурс с заведомо заниженными ценами на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, а потом либо вовсе отказываются от подрядов, либо выкручиваются, как могут, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства. Президент отметил также, что административные барьеры по-прежнему остаются препятствием для внедрения инновационных решений, современных материалов и конструкций, для объективного выбора наиболее эффективного подрядчика в ходе конкурсов.

В своем выступлении министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что ведомству известно о проблеме конкурсов, о которой упомянул президент. «Качество подрядных организаций — серьезный риск для дорожных проектов», — признал министр. По его словам, для улучшения качества подрядчиков нужно учитывать опыт работы организаций в течение всей ее жизни, а также нужно «четче прописывать лестницу компетенций… на сложные объекты сразу допускать нельзя». Подрядчик должен сначала накопить опыт на более простых проектах, считает министр.

Глава ведомства сказал также о том, что делается для улучшения качества дорожных сетей в субъектах федерации. «Сегодня в фокусе нашего внимания — регионы, — сказал он. — Мы сосредоточились на работе в рамках двух национальных проектов — «Безопасных и качественных автомобильных дорог» (БКАД) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. К 2024 году субъекты отремонтируют почти 45 тыс. км региональных трасс, вместе с городами совместно сделают еще 30 тыс. км улиц. Утверждены проектные программы работ по всем 83 регионам, участвующим в проекте. В 2019 году будут выполнены ремонты более 10 тыс. км дорог и улиц».

Евгений Дитрих отметил, что в настоящее время более 95% объектов из БКАД (это более 5,9 тыс. объектов) законтрактовано. 20% из них готовы, уложен верхний слой асфальтобетона, некоторые регионы уже полностью завершили программы работ этого года.

Затронул министр и программу заключения шестилетних контрактов на строительство объектов. «Хочу адресовать регионам пожелание, — сказал глава ведомства. — Большинством субъектов программы работ утверждены на шестилетний срок, но контракты по старинке утверждаются только на год, из всех объектов только 400 законтрактовано на срок более трех лет. Просил бы регионы активнее и смелее пользоваться преимуществом долгосрочных программ работ и заключать под них шестилетние контракты».


Кроме того:

Еще одной важной темой, которая была затронута на Госсовете, стало приведение в нормативное состояние региональных и муниципальных мостов. Выступивший на заседании глава Бурятии Алексей Цыденов, возглавляющий рабочую группу совета по направлению «Транспорт», отметил, что в целом в России 3505 мостов и искусственных сооружений находятся в аварийном или предаварийном состоянии и их ремонт требует более 290 млрд рублей. Он предложил утвердить отдельную программу по ремонту таких объектов дорожной инфраструктуры. «Само наличие программы позволит регионам приступить к разработке предварительной проектно-сметной документации и планировать работу в долгосрочном периоде, — сказал Цыденов. — Это очень актуальная тема, и она, безусловно, поддержана всеми субъектами РФ».


Справочно:

Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» охватит 104 города, формирующих агломерации в 83 субъектах РФ. К 2024 году (по сравнению с 2017 годом) должна вырасти доля автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 43,1% до 50,9%, должна быть ликвидирована половина мест концентрации ДТП, вдвое (до 85%) увеличена доля протяженности дорог городских агломераций в нормативном состоянии, на 10% снижена доля федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки. Финансирование нацпроекта со стороны регионов за шесть лет превысит 4,139 трлн рублей, при этом федеральный бюджет направит на эти цели 440,9 млрд рублей.