Не оставим без тепла и воды малые города

Не оставим без тепла и воды малые города

gov39.ru

Число объектов коммунальной инфраструктуры, модернизируемых при поддержке Фонда ЖКХ, постоянно растет

Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры является основным источником проблем современного жилищно-коммунального хозяйства. Именно из-за плохого состояния сетей и оборудования возникают большие потери ресурсов, тратятся огромные средства на текущий ремонт и дополнительную энергию для воспроизводства тепла и воды, а население при этом получает коммунальные услуги низкого качества. Между тем, обновление объектов коммунальной инфраструктуры в регионах идет медленно, и связано это, прежде всего, с нехваткой средств в региональных бюджетах и отсутствием частных инвестиций, поскольку частный капитал идет в коммунальные проекты неохотно, особенно в малых городах. Единственный источник возврата инвестиций — тарифы — носит преимущественно социальный характер и регулируется государством в основном в сторону сдерживания их роста, в связи с чем сроки окупаемости инвестиций могут растянуться на десятилетия.

В такой ситуации особое значение приобретает государственная финансовая поддержка модернизации коммунальной инфраструктуры. Одним из инструментов такой поддержки является программа, реализуемая Фондом содействия реформированию ЖКХ. В последние годы она вызывает все больший интерес регионов, доказательство тому — рост числа новых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, в софинансировании которых были задействованы средства Фонда ЖКХ.

Результатом совместной работы Фонда, регионов и частных инвесторов стали 47 подготовленных и реализованных проектов общей стоимостью 11,8 млрд рублей, из них средства Фонда составили более 5,3 млрд рублей.

Работа продолжается, и на сегодняшний день общая стоимость проектов модернизации, которые реализуются в субъектах, составляет 3,35 млрд рублей, из которых Фонд предоставил 1,97 млрд рублей. Данными проектами предусмотрено строительство, реконструкция и модернизация 24 объектов инфраструктуры и около 70 км сетей. Ввод в эксплуатацию новых и модернизированных котельных, очистных сооружений, насосных станций, прокладка новых и замена изношенных сетей позволят обеспечить жителей качественными коммунальными услугами, снизить негативное воздействие на окружающую среду, подключить новых пользователей к централизованным системам теплоснабжения и водоотведения.

Как отмечает заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк, реализовать эти проекты, не привлекая государственную поддержку, было бы невозможно, так как в таком случае сроки их окупаемости составляли бы от 15 до 60 лет. Со средствами Фонда сроки стали приемлемыми для участников проектов и в среднем составляют 9,5 лет. Можно констатировать, что многие субъекты и частные инвесторы «распробовали» такой способ софинансирования и возвращаются повторно к совместной работе с Фондом. В 2019 году финансовую поддержку получили девять регионов, и некоторые подготовили не одну, а дветри заявки. В ближайшее время при финансовой поддержке Фонда будут реализованы 13 проектов в Республике Башкортостан, Приморском крае, Белгородской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Новосибирской и Псковской областях, из которых восемь — в сфере водоотведения и пять — в сфере теплоснабжения.

Согласно информации Фонда, кампания по подготовке заявок в регионах идет с нарастающими темпами. По предварительным оценкам, в 2019-2020 годах около 30 субъектов Российской Федерации планируют представить в Фонд в общей сложности порядка 80 заявок. Таким образом, количество новых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, которые будут реализовываться при участии средств Фонда в российских регионах, постоянно растет. И это в конечном итоге даст возможность повысить качество жизни сотен тысяч граждан России, не допустив при этом резкого роста тарифов на коммунальные услуги.

Проблемный коллектор

Для расположенного в Воронежской области города Лиски проблема обеспечения населения качественными услугами в сфере водоснабжения и водоотведения является очень актуальной. Износ канализационного самотечного коллектора, построенного еще в 1980 году, достиг 93%, а аварии на нем стали настоящим бедствием для горожан. Последний инцидент произошел в ноябре прошлого года, когда авария привела к затоплению трех улиц частного сектора и пострадало свыше 11 тыс. человек. Всего за последние годы на восстановление работоспособности коллектора власти города потратили свыше 6,12 млн рублей. Однако перебои в его работе все равно не прекратились, что неоднократно приводило к отключению водоснабжения всего города. Кроме этого, аварийный участок коллектора стал угрожать движению на автодороге регионального значения, примыкающей к федеральной трассе М-4 «Дон». Стало ясно, что нужно искать кардинальное решение. Как вспоминает руководитель департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Галина Смирнова, первоначальные расчеты показали, что найти потенциального инвестора невозможно из-за длительного срока окупаемости такого проекта — свыше 20 лет. А экономически обоснованный тариф для населения в случае реализации концессионного соглашения существенно превысил бы установленные предельные индексы платы граждан за услуги водоснабжения и водоотведения.


Выход был найден путем сотрудничества с Фондом ЖКХ, и в апреле 2019 года между правительством Воронежской области, органами местного самоуправления и Фондом был заключен договор о предоставлении финансовой поддержки на реализацию проекта «Реконструкция канализационного коллектора от ул. Воронежская до ул. Солнечная по адресу: Воронежская область, г. Лиски». Общий объем финансирования проекта составил 88,4 млн рублей, в том числе: средства Фонда — 52,8 млн рублей; средства бюджета области — 12,3 млн рублей; средства муниципального образования — 5,3 млн рублей, средства участника проекта — 18 млн рублей. Фондом уже перечислен аванс в размере 15,8 млн рублей, все работы ведутся в соответствии с графиком, завершить их планируется в середине 2020 года. Важно заметить, что участие средств Фонда позволит сдержать рост тарифа на коммунальную услугу — он будет ежегодно расти не более чем на 2%.

Как отмечает Галина Смирнова, проект в городе Лиски — не единственный в регионе. Ранее Фонд финансировал создание мусоросортировочного завода мощностью 440 тыс. тонн в год на территории карьера «Средний» Семилукского муниципального района Воронежской области. Это позволило уменьшить объем захоронения отходов на действующем полигоне и продлить срок его службы. Уже решено, что сотрудничество Фонда ЖКХ и Воронежской области будет продолжено. «Положительный опыт взаимодействия с Фондом позволил предусмотреть в планах правительства Воронежской области и администрации городского поселения город Лиски формирование на перспективу 2020-2021 годов подготовку заявки на проведение модернизации системы теплоснабжения города, — сообщила Галина Смирнова. — Она находится в стадии разработки. Проектом будет предусмотрена реконструкция двух участков тепловой сети и двух котельных мощностью 4 и 12 МВт соответственно».

Пример эффективного сотрудничества

В рамках сотрудничества администрации Псковской области и Фонда ЖКХ принято решение о реализации проектов по обновлению систем теплоснабжения и водоотведения в столице региона.

Общая стоимость проекта модернизации системы теплоснабжения составляет 267,89 млн рублей, за счет средств Фонда планируется профинансировать мероприятия на сумму 160,73 млн рублей, за счет средств областного бюджета — 53,58 млн рублей, за счет собственных средств участника проекта также 53,58 млн рублей. Проектом предусмотрена реконструкция котельной мощностью 16,75 МВт, строительство блочно-модульной котельной мощностью 4,7 МВт, а также модернизация трех котельных, предусматривающая увеличение производительности сетевой установки и создание системы управления режимами работы. Кроме того, будут построены и реконструированы теплотрассы различного диаметра общей протяженностью более 3 км.


В рамках проекта модернизации в сфере водоотведения на территории города Пскова планируется реконструкция канализационного коллектора диаметром 1000 мм и протяженностью 0,24 км, а также модернизация трех канализационных насосных станций суммарной мощностью 74 тыс. кубометров. Стоимость проекта составляет 176,75 млн рублей, из которых Фонд профинансирует 106,05 млн рублей, а участник проекта — 70,7 млн рублей.

Реализация проектов рассчитана на три года, объекты будут введены в эксплуатацию уже в 2021 году. По словам председателя комитета по строительству и ЖКХ Псковской области Сергея Грахова, осуществление намеченных в рамках указанных проектов мероприятий позволит кардинально улучшить ситуацию в городском коммунальном хозяйстве. «Когда я пришел работать в Псковскую область, то увидел, что ситуация с инженерной инфраструктурой здесь более чем удручающая: сети изношены более чем на 80%, оборудование не реконструировалось и не модернизировалось многие годы, — говорит Сергей Грахов. — Проанализировав действующие сегодня в сфере ЖКХ государственные программы, мы пришли к выводу, что единственно возможным вариантом проведения мероприятий в этих сферах является программа поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры, реализуемая Фондом содействия реформированию ЖКХ». По словам председателя комитета, сначала задача подготовить все необходимые для получения софинансирования Фонда ЖКХ казалась неподъемной. Но благодаря плотному сотрудничеству со специалистами госкорпорации она была решена за два месяца. «Это яркий пример эффективного взаимодействия федеральных и региональных структур, — считает Сергей Грахов. — В конечном итоге мы направили в Фонд две заявки: по теплоснабжению и водоотведению. Размер поддержки Фондом по ним составил 267 млн рублей. Учитывая положительный опыт в Пскове, мы уже практически завершили формирование еще четырех заявок в различных районах области и планируем в ближайшее время также направить их в Фонд».

Внедрить новые технологии

В августе-сентябре текущего года правление госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ приняло решение о предоставлении финансовой поддержки сразу по нескольким заявкам на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры от Калужской области. Участником всех мероприятий выступает госпредприятие «Калугаоблводоканал», а проекты планируется реализовать в небольших населенных пунктах, где модернизировать систему водоотведения без средств Фонда было бы невозможно из-за малой тарифной выручки. Цель работ — обновление существующей системы водоотведения и ее развитие за счет установки локальных очистных сооружений, замены морально устаревших технологий очистки и технологического оборудования с высокой степенью износа. Как рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ Калужской области Руслан Маилов, уже в этом году будут подготовлены площадки и закуплено оборудование, а в 2020 году начнется собственно реконструкция очистных сооружений. Реализация проектов даст возможность внедрить современные методы очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и привести их качество в соответствие с нормативными показателями. Общая стоимость проектов по реконструкции очистных сооружений в Дзержинском, Сухиничском и Думиничском районах области составит 446,08 млн рублей.

В настоящее время в регионе готовится пакет документов для подачи заявки на реконструкцию очистных сооружений в городе Юхнове. Сумма контракта составит 241,5 млн рублей. По завершении мероприятий качественной услугой водоотведения будут пользоваться более 14 тыс. человек, или около шести тысяч семей, а также более 160 организаций, в том числе 50 бюджетных учреждений.

«Положительный опыт сотрудничества региона с Фондом позволяет нам говорить, что работа по привлечению средств госкорпорации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в Калужской области будет продолжена», — уверен Руслан Маилов.

Сотрудничество будет продолжено

Раскинувшийся на побережье реки Белой в 160 км от Уфы город Ишимбай является восьмым по численности населения (64 тыс. человек) и седьмым по площади населенным пунктом в Республике Башкортостан. В 2016 году городу присвоено звание «Город трудовой доблести и славы», однако он, как и многие другие небольшие города, столкнулся с острой необходимостью модернизации коммунальной инфраструктуры. Введенные в эксплуатацию в 1986 году городские очистные сооружения изношены на 70%, а устаревшая технологическая схема не обеспечивает требуемого качества очистки сбросов сточных вод по фосфатам, нитратам, ХПК, БПК. В связи с этим Республикой Башкортостан был подготовлен проект модернизации действующей системы водоотведения, в результате реализации которого к 2021 году все стоки, попадающие в реку, должны быть приведены к нормативному состоянию.

В августе текущего года Республика Башкортостан защитила заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на реализацию проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Ишимбай Республики Башкортостан». Финансирование за счет средств Фонда составит 184,3 млн рублей, бюджет республики и участник проекта выделят еще по 61,43 млн рублей. Эти инвестиции позволят реконструировать городские отстойники, аэротенки и резервуары, установить новое оборудование на очистные сооружения.


По словам исполняющего обязанности заместителя премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Бориса Беляева, благодаря тесному взаимодействию руководства Фонда с руководством органов исполнительной власти Республики Башкортостан, а также профессионализму кураторов проекта от Фонда заявка на реализацию проекта была подготовлена и одобрена всего в течение полутора месяцев. Кстати, ранее регион уже успешно реализовал четыре проекта в сфере теплоснабжения в Туймазинском районе, и власти субъекта рассчитывают продолжить сотрудничество.


Справочно:

  • Финансовая поддержка Фонда предоставляется на реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с численностью населения не более 500 тыс. человек. Основной формой финансовой поддержки является софинансирование до 60% капитальных затрат на строительство, модернизацию (реконструкцию) систем коммунальной инфраструктуры, но также Фонд предоставляет средства на субсидирование процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в проекты модернизации.
  • Заявка на получение финансирования подписывается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Фонд осуществляет поэтапный контроль за реализацией проекта модернизации. Участник проекта должен обеспечить выполнение целевых показателей проекта, а также вложить в проект собственные средства в размере не менее 20% его стоимости.
  • Конечными получателями государственной поддержки являются концессионеры, а также государственные и муниципальные предприятия. Срок рассмотрения Фондом заявок на получение финансовой поддержки составляет 45 календарных дней, но обычно Фонд рассматривает их быстрее. Фонд может предоставить до 30% средств поддержки в качестве аванса уже через 5 дней после подписания договора о предоставлении финансовой поддержки.
  • Ознакомиться с условиями получения финансовой поддержки и с необходимыми методическими материалами по подготовке заявок можно на сайте Фонда.