Москва подземная

По объемам и темпам строительства метрополитена российская столица является одним из мировых лидеров.

Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, Москва продолжает активно строить метро. 2016 год обещает стать в этом отношении рекордным — планируется сдать в эксплуатацию 24 км линий и открыть 14 новых станций. Создан колоссальный строительный задел, что позволит вводить в эксплуатацию не менее чем по 20 км новых линий ежегодно.

Большие планы

В настоящее время на строительстве столичной подземки задействовано 35 тыс. специалистов, рабочих, проектировщиков и инженеров. В стройке находятся более 60 км линий, 35 станций и 5 депо.

Так, в этом году на территории столицы планируется запустить участок Люблинско-Дмитровской линии (станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская»), участок Калининско-Солнцевской линии (станции «Ломоносовский проспект», «Минская» и «Раменки») и один из участков Второго кольца метро (станции «Деловой центр», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская» и «Шелепиха»).

Кроме того, будут открыты станции «Саларьево» Сокольнической линии и «Ховрино» Замоскворецкой линии метро.

К концу прошлого года был завершен весь комплекс строительных работ на станциях «Румянцево» и «Саларьево», осталась наладка оборудования и обкатка участка. Технический запуск этого перегона состоялся еще 31 декабря 2015 года. В понедельник 18 января станция «Румянцево» открыла свои двери для пассажиров.

Главным украшением станции стали стеклянные витражи, выполненные по мотивам картин голландского художника Пита Мондриана. Они представляют собой сочетание разноцветных прямоугольников и квадратов. Конструкция станции уникальна для московского метро — она двухъярусная. На первом этаже находится платформа длиной 162 м, на втором — кассовый зал и служебные помещения.

Продление Сокольнической линии метро в Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) облегчит дорожно-транспортную обстановку на юго-западе столицы: благодаря двум новым станциям метро, улучшится транспортная ситуация в этом секторе города, а загрузка трасс снизится примерно на 20%.

Кроме того, разгрузится станция «Юго-Западная» и прилегающие дороги, уменьшится вероятность возникновения заторов на Киевском шоссе у МКАД иЛенинском проспекте.

Направление — на север

Безусловно, самым сложным в строительстве участком метро является северный радиус Люблинско-Дмитровской линии. Сложность работ здесь объясняется большой глубиной залегания конструкций и сильной водонасыщенностью грунтов. Например, при строительстве станции «Фонвизинская» рабочие столкнулись с небывалым притоком воды — за час на площадку прибывало до 250 кубометров вод. Сейчас гидроизоляция станции уже завершена и ведется ее отделка.

Дизайн «Фонвизинской» — классический для московского метро: серый мрамор и алюминиевый потолок. В таком же стиле построены «Менделеевская», «Чкаловская», «Серпуховская» и «Боровицкая». Поскольку тоннели на новом участке салатовой ветки уже построены, доставлять отделочные материалы будут прямо по рельсам метро из электродепо «Печатники». Полностью положить пути в новых тоннелях между тремя станциями планируется до конца марта.

Конечная станция этого участка — «Петровско-Разумовская» — станет пересадочной между серой и салатовой ветками. Движение поездов здесь будет организовано по типу станции «Китай-город», когда с двух сторон одной платформы движутся составы разных линий.

Участок Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской» будет запущен осенью этого года. Его открытия ждут полмиллиона жителей Северного и Северо-Восточного округов Москвы. Сейчас они пользуются станциями Серпуховско-Тимирязевской линии, работающей на пределе своей пропускной способности.

В 2017 году метростроители планируют продлить линию до станции «Селигерская» на пересечении Коровинского и Дмитровского шоссе.

Второе кольцо строится

В этом году планируется запустить и первый участок Третьего пересадочного контура (ТПК) метро. Безусловно, решить столь амбициозную задачу — проложить 61 км линий под землей — не так-то просто. В связи с этим, было принято решение запускать Второе кольцо метро участками. Полностью замкнуть Второе кольцо планируется в 2020 году.

Первым участком ТПК станет перегон между станциями «Деловой центр» и «Петровский парк». Строительная готовность «Делового центра» составляет уже более 80%. Сейчас ведется оснащение станции современным инженерным оборудованием. Установлено 12 эскалаторов. Кроме этого, началось устройство виброзащитной плиты, по которой будет осуществляться движение поездов без влияния динамических нагрузок на основные конструкции делового центра «Москва-Сити».

На станции «Петровский парк» также выполнен основной объем. Строители уже прошли все самые сложные водонасыщенные слои грунта и ведут работы в месте примыкания этой станции к уже действующей станции «Динамо» Замоскворецкой линии.

В ноябре этого года планируется запустить участок Калининско-Солнцевской линии метро от «Парка Победы» до станции «Раменки». Одной из наиболее сложных в строительстве этого участка является станция «Минская». Здесь строители столкнулись с необходимостью перекладки большого объема инженерных коммуникаций. Однако нет никаких сомнений в том, что станция до конца года будет готова.

Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, к концу 2016 года планируется запустить движение поездов от станции «Раменки» Калининско-Солнцевской линии метро до «Петровского парка» Второго кольца.

«Уже в ноябре следующего года планируется сдать участок строящейся Калининско-Солнцевской линии метро от станции «Раменки» до станции «Деловой центр». Это позволит в декабре соединить этот участок со строящимся отрезком Второго кольца метро от станции «Шелепиха» до станции «Петровский парк». Таким образом, мы запустим движение на участке протяженностью 19 километров», — отметил М. Хуснуллин.

Кроме того, на конец 2016 года также запланировано открытие станции «Ховрино» Замоскворецкой линии. Строительство станции было задержано на полгода из-за смены компании подрядчика.