Увеличение объема капиталовложений — одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед российской экономикой. В недавнем послании к Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин заявил о необходимости увеличения доли инвестиций в ВВП с текущего 21% до 25% в 2024 году. В связи с этим парламенту и правительству было предложено ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений.
Пакет, о котором идет речь, состоит из основного законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» и связанных с ним законопроектов, которыми предусматривается внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также в отдельные законодательные акты РФ. 10 декабря данный пакет законов был принят Государственной Думой в первом чтении, а 16 января его обсудили на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
Законопроект «О защите и поощрении капиталовложений…» предлагает реализацию инвестиционных проектов в рамках двух режимов — общего и проектного. Общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку на 3 года платежей по налогу на прибыль и имущество организаций, а также земельному налогу. Проектный инвестиционный режим, действующий в отношении организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, рассчитан на более длительные сроки — от 6 до 20 лет.
Он предусматривает возможность заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Инвесторам, подписавшим такие соглашения, гарантируется неизменность налоговых условий по налогам на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам (за исключением государственных пошлин).
Однако, по мнению сенаторов и представителей бизнеса, в том числе банков, законопроект требует серьезной доработки. Многие участники дискуссии были не согласны с тем, что по новому закону СЗПК регулирует все случаи предоставления мер государственной поддержки. По мнению экспертов, общее регулирование всех инвестиционных проектов с бюджетным участием несет финансовые риски для реализации действующих концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и создает дополнительные ограничения при запуске новых проектов. Об этом, в частности, заявил член комитета Совфеда по экономической политике Алексей Дмитриенко. Участники совещания были практически единодушны: нельзя распространять основной законопроект на процедуры концессий и ГЧП.
Так, первый вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов пояснил, что принципы государственной поддержки инфраструктурных проектов в рамках концессионных соглашений в различных отраслях разные, и заложенные в законопроекте механизмы не подходят для инфраструктурного бизнеса. Например, неприменим принцип максимизации бюджетных доходов. «Для нас очевидно, что не могут действовать принципы, заложенные в законопроекте по финансовому аудиту, для инфраструктурного рынка», — заявил Алексей Чичканов. Другой приведенный им пример относится к предлагаемым изменениям мер господдержки. Согласно законопроекту, отказ государства от обязательств возможен в случае нарушения бизнесом законодательства. Применив эту широкую формулировку к моделям бизнеса, которые существуют в инфраструктурном ГЧП и концессиях, можно получить такую ситуацию, когда, незаконно уволив сотрудника, инвестор может потерять миллиарды рублей государственной поддержки. Представители бизнеса опасаются, что, если законопроект будет принят в его нынешнем виде, то банки просто перестанут финансировать инфраструктурные проекты с такими рисками.
Полностью поддержал позицию Газпромбанка старший управляющий директор департамента кредитования ПАО «Сбербанк» Константин Песоцкий. Анализ 657 сделок по инвестиционным проектам, заключенным Сбербанком за последние 10 лет, показал, что заложенным в законопроект критериям минимального размера бюджета проекта (925 млрд рублей) и собственных инвестиций в проект (5 млрд рублей) соответствует менее 5% проектов. Если эти критерии сохранятся, то в год будет совершаться всего лишь десяток-другой сделок, а через несколько лет их вообще может не стать.
Подобных фактов в ходе дискуссии было приведено немало, и в итоге участники заседания пришли к выводу, что законопроект, призванный защищать и поощрять капиталовложения, на практике может привести к ухудшению инвестиционного климата в части проектов государственно-частного партнерства.
Справочно:
1 трлн рублей, инвестированный в инфраструктурные проекты, способен дать эффект 1,9 трлн рублей и затем в течение 20 лет дополнительно давать 0,25% роста экономики в год. К такому выводу пришли специалисты Центра экономических исследований Сбербанка
Номер публикации: №03 24.01.2020