Строительство дорог в районах распространения мергельно-меловых пород требует специальных технологий
Меловые грунты, образовавшиеся десятки и даже сотни миллионов лет назад, коварны — они имеют свойства, которые становятся причиной головной боли для строителей. Кажется, что мел — достаточно твердый материал, но стоит ему соединиться с водой, и он разбухает, теряет форму и становится рассыпчатым. Там, где есть большие меловые массивы, образуются карсты — подземные пустоты, которые могут обрушиться и образовать поверхностные провалы. Поэтому мел — весьма ненадежное основание. Так, например, в Белгородской области есть районы, где залегают меловые грунты. Там нередки случаи деформации зданий, появления трещин и разрывов на стенах, осадки и провалов грунта.
Размещение линейных объектов, прежде всего, дорог, на участках с развитием карста, допускается только в случае невозможности или технико-экономической нецелесообразности их обхода. Тогда в ход идут определенного рода технологические мероприятия по укреплению несущей способности меловых грунтов. Именно с такими сложностями столкнулись дорожники, строящие сейчас обход села Лосево и города Павловска на трассе М-4 «Дон» (633-й—715-й км) в Воронежской области. Как же решается там эта проблема?
После получения положительного заключения Госэкспертизы были утверждены некоторые нормативные документы, в частности, отраслевая дорожная методика (ОДМ) 218.2.078-2016 «Методические рекомендации по выбору конструкции укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования», а также ОДМ 218.2.049-2015 «Рекомендации по проектированию и строительству габионных конструкций на автомобильных дорогах». Согласно этим документам, для предупреждения нарушения местной устойчивости откосов и склонов, сложенных водонеустойчивыми грунтами, переходящими при увеличении влажности в текучее состояние (мел низкой прочности), а также для защиты их от водно-ветровой эрозии, рекомендуется укрепление их с помощью габионных конструкций. А в случаях, когда требуется предотвратить фильтрацию поверхностных вод через габионные конструкции, необходимо укладывать водонепроницаемую полимерную пленку, защищенную с обеих сторон.
Таким образом, конструкция, применяемая для укрепления откосов земляного полотна на участках залегания мела низкой прочности, состоит из выравнивающего слоя песко-цементной смеси средней толщиной 0,35 м, гекомпозитного мата (гидромат) с предельной продольной прочностью на разрыв не менее 20 кН/м и матраца «Рено» толщиной 0,17 м. Устойчивость конструкции обеспечивается за счет упоров и верховых удерживающих элементов.
Комментарий:
Эдуард Исаенко, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные и железные дороги» Белгородского государственного технологического университета: «Меловые основания могут размываться постоянными подземными водотоками, которые часто встречаются при трассировании дорог по долинам рек. Образуются подземные полости, а грунтовый свод над ними не всегда прочен и не может выдерживать динамическое воздействие. На участке Горьковской железной дороги между Нижним Новгородом и Петушками есть немало карстовых полостей в основании насыпей. Скорость поездов на них ограничивалась до 40-60 км/ч, что не позволяло выполнить задание МПС СССР — доехать на поезде из Нижнего Новгорода в Москву за 3 часа.
Чтобы обеспечить безопасное и бесперебойное движение над карстовыми полостями, было решено заложить в верхнюю часть деформирующихся насыпей сборное мостовое пролетное строение, которое мы назвали «противокарстовым лежнем». В случае карстового провала лежень не должен был прогибаться более чем на 2 мм при длине волны прогиба около 10 м. Мне довелось быть одним из исполнителей расчетов напряженно-деформированного состояния элементов железнодорожного пути и его карстоопасного основания, которые были выполнены численными методами научно-инженерным центром ГЖД с использованием программного комплекса «Космос-М». Сегодня скоростные поезда на этих карстоопасных участках проходят со скоростями 150-175 км/ч. Деформации пути под поездами соответствуют расчетным».
Справочно:
Габионы — объемные изделия из проволочной крученой сетки, заполненной камнями или другими материалами, которые применяются для различных габионных конструкций. Более ста лет назад габионы были запатентованы как инженерные сооружения, укрепляющие береговую линию рек.
Номер публикации: №4 от 01.02.2019