Куда уплыли деньги?

Строительство морского терминала в Калининградской области закончилось делом о мошенничестве

В Калининградской области разгорелся скандал, связанный со срывом сроков строительства грузопассажирского морского терминала в Пионерском. Заказчик — госпредприятие «Росмортпорт» — в конце ноября расторг контракт с подрядчиком — ООО «Больверк». Бывших и нынешних руководителей компании обвиняют в хищении 1,6 млрд рублей. Против них заведено дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Эта история вновь привлекла внимание проблемой распределения крупных государственных контрактов.

На новый международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов возлагалось много надежд. Федеральные и региональные власти намеревались с его помощью улучшить транспортную доступность самого западного региона страны, привлечь инвесторов и в разы увеличить количество иностранных туристов. По предварительным прогнозам «Росморпорта», терминал мог бы обеспечивать пассажиропоток до 300 тыс. человек в год, конкурируя с Ригой и Клайпедой. Еще в 2009 году финансирование работ было запланировано по госпрограмме «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы». Поначалу Минтранс РФ ставил задачу: обеспечить прием круизных судов к чемпионату мира по футболу 2018 года. В 2014 году бывший губернатор региона Николай Цуканов даже подписал на международном экономическом форуме в Сочи соглашение о намерениях с двумя операторами круизных судов. 

Однако в итоге конкурс на строительство грузопассажирского терминала был объявлен только в 2017 году. Этому предшествовало совещание «О развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада», которое провел в Пионерском президент Владимир Путин. Тогда глава государства назвал терминал в числе приоритетных госпроектов транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе. К участию в объявленных торгах была допущена только одна компания — ООО «Больверк». Федеральная антимонопольная служба не согласовала такое решение, так как речь шла о солидной сумме из федерального бюджета — 7,3 млрд руб. Но «Больверку» удалось заручиться поддержкой правительства РФ, и по распоряжению премьера страны Дмитрия Медведева Росморречфлот обеспечил заключение с самарской компанией госконтракта на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству объекта.

Компания получила аванс в 3,6 млрд рублей, но при этом выполнила работ только на 2 млрд рублей. Сдача объекта была намечена на 31 октября 2019 года. Но когда в августе этого года на стройку приехали полпред президента в СЗФО Александр Гуцан и губернатор области Антон Алиханов, фактическая готовность терминала составляла 27,7 %. «Мы подняли шум, когда в мае стало совершенно понятно, что ничего не происходит, — рассказал глава региона журналистам на пресс-конференции 18 декабря. — Мы попросили Александра Владимировича (Гуцана) приехать и провести совещание, так как в июле стало совершенно ясно, что у компании явные проблемы». По словам Алиханова, его особенно возмутило, что руководство «Больберка» проигнорировало эту встречу. К концу осени все строительно-монтажные работы подрядчиком были приостановлены, и госконтракт с подрядной организацией ООО «Больверк» был расторгнут в одностороннем порядке «в связи с неисполнением ею контрактных обязательств».

Корреспондент «Стройгазеты» попыталась узнать у «Росморпорта», почему контракт с недобросовестной компанией не расторгли раньше, если уже было понятно, что она не укладывается в установленные сроки. Но этот вопрос в компании не ответили, сообщив лишь, что ФГУП «Росморпорт» принимает меры «к возврату неиспользованного аванса по контракту, взысканию с ООО «Больверк» штрафных санкций и убытков, связанных с ненадлежащим исполнением указанного контракта».

Уголовное дело по факту хищения государственных средств в отношении руководства «Больверка» было возбуждено 9 октября, через день после того, как региона посетил и. о. руководителя Северо-Западного СУ на транспорте СК России Павел Выменец. Он встречался с губернатором и, возможно, обсуждал ситуацию со строительством терминала в Пионерском. Как установило следствие, 1,6 млрд рублей, оставшиеся от полученного аванса, бизнесмены перевели на счета четырех аффилированных организаций, затем часть средств ушла на счета фирм-однодневок в Самарской области, некоторые из которых являются, по предварительным данным, площадками для обналичивания. В начале декабря по этому делу уже задержали четырех человек. Расследование продолжается, а «Росморпорт» подсчитывает убытки. Более 400 млн рублей потребуется, чтобы обеспечить сохранность гидротехнических сооружений замороженной на зиму портовой стройки. Строительство в Пионерском планируется возобновить в будущем году.

Цитата в тему:

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов:

Screenshot_1.png

«Принято решение на проектном комитете у Максима Алексеевича Акимова (вице-премьер РФ — «СГ»), что федерация продолжает эту стройку и будет заканчивать ее — давайте будем реалистами — в 2021 году»


Теги: