Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусматривает развитие не только сухопутных, но и федеральных водных транспортных путей. Их общая протяженность составляет 101484,8 км (на территории 64 субъектов РФ). При этом лишь 49872,6 км водных путей имеют гарантированные габариты судовых ходов, на участках длиной 53044,6 км выставлены средства навигационной обстановки, на 38285,3 км осуществляется круглосуточное движение судов.
Недавно заместитель министра транспорта России Юрий Цветков провел совещание по вопросам реализации мероприятий КПМИ в области водного транспорта. Как отмечалось, ухудшение состояния внутренних водных путей и снижение безопасности судоходных гидротехнических сооружений не позволяют в полной мере использовать конкурентные преимущества внутреннего водного транспорта и реализовать его потенциал для увеличения объемов перевозок. Наиболее острая проблема — наличие участков, снижающих пропускную способность системы, что приводит к существенному уменьшению провозной способности флота, значительным потерям времени в ожидании шлюзования, ограничению скорости прохождения отдельных участков.
Вместе с тем существуют экономические предпосылки для реализации ряда крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, которые могут улучшить ситуацию.
Так, например, одним из ключевых мероприятий федерального проекта «Внутренние водные пути» является сооружение Багаевского гидроузла («Стройгазета» подробно писала об этом). В рамках данного проекта будут построены судоходный шлюз, водосбросная и земляная плотины для поддержки подпора воды в реке Дон. Также будут сооружены рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал. Также будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.
В рамках КПМИ предусмотрено также проектирование и строительство комплексного низконапорного гидроузла на Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Реализация проекта позволит сохранить сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения и создать условия для открытия Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для международного судоходства.
В целом за счет строительства и реконструкции этих и других объектов пропускная способность внутренних водных путей возрастет почти на 70 млн тонн, а протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих их пропускную способность, сократится на 11,4 тыс. км.
Справочно:
На территории Российской Федерации работают 117 речных портов. Количество хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевалку грузов, превышает две сотни.