Гонки по «Меридиану»

Частные инвесторы обещают сократить стоимость скоростной трассы от казахстанской до белорусской границы

О планах строительства частной автотрассы от Казахстана до Беларуси бывший зампред «Газпрома», а ныне совладелец «Русской холдинговой компании» Александр Рязанов и его партнер Роман Нестеренко объявили еще в 2013 году. Тогда же они зарегистрировали компанию «Меридиан», которая и должна была заняться реализацией проекта. По плану, трасса должна стать частью пояса «Шелкового пути», о создании которого шесть лет назад объявил китайский лидер Си Цзиньпин. С тех пор название проекта периодически всплывало в СМИ, но слухов в сообщениях было больше, чем фактов. Однако «частники» не сидели, сложа руки. Как стало известно, к настоящему времени на проект «Меридиан» уже потрачено порядка 2,5 млрд рублей, в основном, средства пошли на выкуп земли и геологические исследования. А на днях Александр Рязанов сообщил, что стоимость проекта может быть сокращена на 122 млрд рублей. В итоге «Меридиан» будет «весить» 472 млрд рублей.

Напомним, что по первоначальному плану четырехполосная бетонная дорога должна была состоять из трех основных участков. «Первый — это 430 км от границы с Казахстаном в Оренбургской области в пункте Сагарчин до Самарской области, — пояснил Александр Рязанов. — Второй этап проходит по Самарской, Саратовской, Тамбовской областям до дороги М-4 « Дон», протяженность участка — примерно 1100 км. Третий этап — участок от М-4 до границы с Беларусью». Общая протяженность магистрали должна была составить 1982 км. Теперь авторы проекта рассматривают возможность отказаться от строительства первого участка дороги в Оренбургской области. За счет этого сократится длина трассы и, соответственно, стоимость и время строительства. Сейчас основным переходом на границе с Казахстаном для грузового транспорта считается пункт Сагарчин в Оренбургской области, но через погранпункт Маштаково на границе Самарской и Саратовской областей уже проходит сопоставимый поток машин, сообщил Александр Рязанов. Организация проезда через Маштаково позволяет не строить первые 430 км.

На строительство уйдет 4-5 лет, срок окупаемости (дорога будет платной) — 10 лет после ввода в эксплуатацию. Такие сроки окупаемости можно выдержать в случае получения кредитов по ставке «инфляция плюс 3%», то есть примерно 7,5-7,6%. «Для нас важный вопрос сейчас: где найти такие относительно дешевые деньги», — подчеркивает Рязанов. По его словам, варианты финансирования «Меридиана» обсуждались на недавнем совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с участием вице-премьера Максима Акимова, представителей Минтранса и потенциальных инвесторов проекта — ВЭБ.РФ и УК «Лидер».

Кроме того, совладелец «Русской холдинговой компании» обратился с просьбой к федеральным властям не перехватывать у его детища трафик и отложить автодоровский проект, пока «Меридиан» не окупится. Напомним, что частный дорожный проект является альтернативой и конкурентом анонсированного в 2015 году проекта ГК «Автодор» под названием «Великий Шелковый путь». В свое время корреспондент «СГ» спрашивал представителей Минтранса РФ и подчиненных ему Росавтодора и ГК «Автодор» об их отношении к проекту «Меридиан». Реакция была разной. У ГК «Автодор» — слегка раздраженной, мол, «попахивает авантюрой». В Росавтодоре на «частников» смотрели немного свысока и отделывались фразами, что готовы оказать посильную помощь — советом — в реализации проекта. В министерстве заявляли, что знакомы с проектом и что ему можно оказать методическую и экспертную помощь.

Первоначально проект «Автодора» считался более дешевым. Он оценивался в 540 млрд рублей, правда, при этом 60% из них должны были составить бюджетные средства. Теперь же, после корректировки стоимости, проект «Меридиан» получает дополнительное преимущество и может рассчитывать на благосклонное отношение Минфина. Вероятно, поэтому «Меридиан» распоряжением правительства РФ уже включен в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.


Справочно:

По прогнозам, казахстанско-российскую границу по «Меридиану» будут пересекать около 600 транзитных фур в сутки. Приграничный трафик (из Казахстана в Россию и обратно) может составлять примерно 700 грузовиков, внутрироссийский — 3500. По предвари тельным подсчетам, стоимость проезда по трассе составит порядка 15 рублей за км для фур и 2 рубля для легковых машин.


Теги: