Голос истории: реконструкция здания Консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, первая за его более чем столетнюю историю, завершится в 2024 году

Голос истории: реконструкция здания Консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, первая за его более чем столетнюю историю, завершится в 2024 году

Голос истории: реконструкция здания Консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, первая за его более чем столетнюю историю, завершится в 2024 году ППК «Единый заказчик»
Осенью прошлого года после длительного перерыва были возобновлены работы по реконструкции основного здания Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (знаменитой Санкт-Петербургской императорской консерватории). Это один из самых крупных в Европе проектов восстановления исторических концертных залов. Особенностью проекта является не только необходимость сохранения исторической части здания, но и приспособление под современные условия эксплуатации.

Реконструкция консерватории началась в 2013 году, однако в силу различных обстоятельств через пять лет работы были приостановлены. Из-за частой смены подрядчиков здание пришло в плачевное состояние. Дошло до того, что в 2020 году на состояние здания-памятника обратил внимание президент России Владимир Путин. После этого специальным постановлением правительства РФ были определены сроки и объемы финансирования проекта и подписан государственный контракт на завершение реконструкции и реставрации. В начале 2021 года заказчиком строительства стала публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», чуть позже был выбран генеральный подрядчик.
ППК «Единый заказчик»

Согласно проекту, полезная площадь консерватории после реконструкции вырастет до 31 тыс. кв. метров. Планируется также восстановление исторических интерьеров и фасадов здания, оснащение Большого и Малого залов в соответствии с современными требованиями для оперно-балетных, концертных и театральных постановок.

В частности, для Большого зала имени Рубинштейна создали цифровую акустическую модель, с помощью которой было спланировано производство строительных и отделочных работ, а также оснащение зала современными сценическими и театральными технологиями. Отметим, созданием акустической модели занимался консорциум европейской компании Akukon и российской «Акустические системы» .

По утверждениям специалистов (как акустиков, так и профессиональных музыкантов), здесь одинаково хорошо будет звучать и классическая, и современная музыка.

Предполагается, что в результате реконструкции Большой зал станет одним из крупнейших залов переменной акустики в Европе и будет оснащен подъемной оркестровой ямой, механическими элементами для снижения времени реверберации, системой виртуальной акустики. Для поглощения звука планируются выдвижные шторы, сборно-разборная конструкция акустической раковины для сцены, а на потолке и стенах разместят микрофоны и колонки для управления потоками звука. Немаловажным фактором является и то, что при создании акустической модели приняли во внимание форму зала, материалы отделки и расположение колонн. Более того, модель учитывает также и музыкальную ясность, уровень боковых отражений, громкость и время прихода первых отражений.

ППК «Единый заказчик»

В целом, после всех перестроек и переделок уже в 2024 году зданию вернут его исторические интерьеры. «Ученый совет консерватории утвердил интерьеры в стилистике, близкой к первоначальной. Согласно проекту, при реконструкции декоративная отделка и цветовая гамма стен Театра будут выполнены в классическом стиле, близком к стилистике оформления зала начала XX века», — рассказал руководитель обособленного подразделения ППК «Единый заказчик» в Санкт-Петербурге Руслан Сагитов.

Помимо этого, восстановят и исторический облик фасадов здания. Сотни элементов лепного декора — маски мифологических существ, растительный орнамент, скульптурные композиции на фронтонах и ризалитах здания, пилястры и колонны ионического ордера, а также декоративные элементы из терракоты — займут свое место.

Справочно:

Зал Рубинштейна — жемчужина Консерватории. Первоначально, в начале XX века, он снискал себе славу благодаря своей уникальной акустике. Однако в конце 1920-х годов в нем устроили кинотеатр, нарушив геометрию и акустику здания, а во время Великой Отечественной войны здесь же была оборудована долговременная оборонительная точка. В конце концов в 1960-х годах в ходе капитального ремонта здание окончательно утратило свои уникальные интерьеры в стилистике эпохи Возрождения, выполненные итальянскими мастерами при строительстве.