Современная автомобильная дорога включает в себя большое число искусственных сооружений (ИССО): мостов, путепроводов, эстакад, водопропускных труб, экодуков. Поддержание их в рабочем и безопасном состоянии — задача не менее важная, чем забота о качестве дорожного полотна. О том, как осуществляется эта работа, в интервью «Стройгазете» рассказал заместитель начальника Управления диагностики автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Сергей ТЮНИК.
«СГ»: Почему искусственные сооружения на дорогах требуют к себе повышенного внимания?
Сергей Тюник: В случае возникновения чрезвычайной или аварийной ситуации на искусственных сооружениях на дороге вводятся ограничения или полностью останавливается движение транспортных средств и пешеходов. Чтобы восстановить дорожное движение даже на малых мостовых сооружениях, в среднем требуется до 24 часов, а на восстановление движения на больших и внеклассных сооружениях может уйти неделя и более. На это время необходимо организовать перераспределение потоков для объезда данного участка. А ведь могут возникнуть ситуации, когда объезд невозможен. Поэтому искусственные сооружения должны отвечать требованиям безопасности, о чем, кстати, не следует забывать организациям-балансодержателям. Необходимо выполнять все необходимые мероприятия по содержанию сооружений, проводить регулярные плановые осмотры для выявления дефектов и повреждений. Ведь аварийные ситуации возникают зачастую вследствие сильного износа и повреждений ИССО, которые появляются не вдруг, не одномоментно. При добросовестном соблюдении правил большей части аварий на искусственных сооружениях можно избежать.
«СГ»: Используются ли для контроля за состоянием ИССО инструментальные методы?
С.Т.: Конечно, на искусственных сооружениях специалистами проводится инструментальный контроль, а также осуществляется расчет фактической грузоподъемности с учетом выявленных дефектов. Бывает, встречаются и скрытые дефекты, которые в рамках обычного осмотра выявить просто невозможно. При осуществлении работ используется новейшее оборудование как отечественного, так и зарубежного производства. Надо сказать, что автомобильные дороги и искусственные сооружения имеют значительные отличия в специфике производства работ, и при планировании ремонта на участке дороги, где есть ИССО, необходимо в приоритетном порядке рассмотреть техническое состояние искусственных сооружений. Кстати, организаций, которые бы специализировались на дорожных и мостовых работах одновременно, очень мало. На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом, дорожные организации осуществлять работы на автомобильной дороге, мостовые организации — на мостах.
«СГ»: В чем основная причина аварийных ситуаций на мостах и путепроводах?
С.Т.: Одной из наиболее распространенных причин ЧС являются нарушения водителей и организаций, которые осуществляют движение по автомобильным дорогам со значительным перегрузом. Все сооружения рассчитаны и запроектированы под определенные нагрузки, и если осуществляется движение с перегрузом, происходит более интенсивный износ элементов и конструктивов, со временем образуются видимые и невидимые дефекты, которые могут ухудшить техническое состояние объекта.
Номер публикации: №27 10.07.2020