Взлет или падение

Как пандемия влияет на рынок недвижимости

«Коронакризис» спровоцировал всплеск инвестиционной активности на рынке недвижимости в начале марта. Спрос наблюдался как на объекты, представленные в массовом сегменте, так и на высокобюджетное жилье. Однако сейчас, когда ажиотаж спал, а пандемия Covid-19 вынуждает застройщиков перестраивать бизнес-процессы и ставит под угрозу работу многих строек, ситуация начнет меняться.

При этом ослабление рубля и возможная нехватка импортных материалов, которые применяются в строительстве новостроек, неизбежно будет влиять на темпы строительства и цены на жилье. Своим видением ситуации и прогнозом на ее дальнейшее развитие со «Стройгазетой» поделился генеральный директор Ikon Development Антон Детушев.

Screenshot_1.png

Вне зависимости от уровня спроса, цены на первичное жилье держатся на стабильно высоком уровне. Новостройки, в отличие от вторичного жилья ― продукт с понятной себестоимостью, застройщики не смогут продавать объекты в ущерб собственной выгоде. Поэтому массовое снижение цен ― маловероятный вариант развития событий. Напротив, велика вероятность, что в течение следующих месяцев девелоперы приступят к активной индексации цен. Таким образом, в ближайшее время объекты, реализуемые на первичном рынке, прибавят до 8-10% в стоимости.

Дальнейшее увеличение цен зависит от решения Центрального Банка по ипотечным кредитам. Если ставка будет оставаться на прежнем уровне, то цены могут продолжить и дальше расти на фоне стимуляционного спроса. Сейчас, когда вопрос ипотечных ставок еще не решен окончательно, многие в качестве инвестиций выбирают именно недвижимость. Панические настроения подталкивают к импульсивным покупкам. Те, кто давно не решался купить квартиру, делают это сейчас. Самое главное при выборе объекта — абстрагироваться от эмоций, выбирать проекты с высокой ликвидностью.

Еще одним сценарием может стать незначительное ужесточение ипотечного кредитования на уровне 1-2%. В таком случае, средняя стоимость квадратного метра стабилизируется. Если утвердятся высокие ставки, а правительство не будет принимать никаких мер по их субсидированию, то стагнация рынка, а в дальнейшем и резкое сокращение сделок ― самые предсказуемые варианты развития событий. Покупательская способность напрямую связана с тем, насколько выгодными являются условия кредитования.

Несмотря на нестабильные экономические условия недвижимость остается для россиян более надежным способом сохранить капитал, чем банковские вклады или облигации. Инвестиции в недвижимость как инструмент сохранения сбережений прошли испытания на прочность: они проверены поколениями кризисов различного масштаба.

Что касается перспектив для застройщиков в ближайшем будущем ― рынок недвижимости ждут изменение и еще большая монополизация. Сегодня мы наблюдаем относительно стабильный спрос и абсолютно неясное будущее для слабых игроков рынка. «Слабые», скорее всего, вынуждены будут покинуть рынок, оставив место за девелоперскими компаниями, которые крепко стоят на ногах. Недостаток собственного капитала и большое количество заемных средств приближают многих девелоперов к неминуемому краху. При полной остановке строек выжить поможет только прочная финансовая «подушка безопасности».

Наблюдается долгосрочная тенденция к монополизации рынка, ведь у крупных игроков на случай чрезвычайных ситуаций разработаны обеспечительные меры, которые помогут преодолеть нестабильность спроса. Благодаря этому большинство строящихся объектов будут доведены до конца. Кроме того, «сильнейшие» в отрасли могут переориентироваться на более востребованные сегменты недвижимости.

Ветер перемен затронул практически все сферы экономики. И недвижимость не стала исключением. Коронавирус ускорил цифровую трансформацию ― большая часть всех процессов переведена в online: дистанционные сделки,online-консультирование и виртуальные туры по объектам стали основными инструментами продаж. После технологического бума рынок уже никогда не станет прежним. Карантин ― подходящее время для того, чтобы осознать эффективность online-коммуникаций, заполнить пробелы и, наконец, адаптировать бизнес под условия digital.

Уже сейчас мы видим, как меняется поведение покупателей: к нам приходят более «целевые» клиенты. Они более тщательно анализируют всю информацию перед покупкой, их выбор всегда очень осознанный. Кроме того, мы видим, как клиенты вместе с нами вынужденно адаптируются к онлайн-покупкам. Это означает, что в ближайшее время всем нам предстоит по-новому посмотреть на маркетинговые инструменты, нужно будет постоянно совершенствовать уникальное торговое предложение. Не исключено, что изменения ждут и весь рынок рекламы в сфере недвижимости.