Все дело в «начинке»: чего хотят застройщики и покупатели жилья?

Все дело в «начинке»: чего хотят застройщики и покупатели жилья?

Все дело в «начинке»: чего хотят застройщики и покупатели жилья? Shutterstock/FOTODOM

Алексей АФОНИЧКИН, основатель архитектурного «Бюро А4»:

Алексей Афоничкин_2.jpg

Рынок архитектурного проектирования адаптировался к меняющимся условиям, застройщики ведут себя активно и предъявляют высокие требования к проектам. Я связываю это с высокой конкуренцией на рынке: девелоперы всерьез бьются за продукт — в части архитектуры, благоустройства и полезной «начинки». Чтобы создать проект, который морально не устареет через 10 лет, архитекторы тратят много времени на предварительные исследования, в ходе которых учитываются особенности территории, ее потенциал, а также запросы покупателей и объективные рыночные тренды.

Конечно, санкции сильно ограничили арсенал застройщиков и проектировщиков. Но проблема не только в санкциях. Например, в этом году усложнился процесс сертификации оборудования, как следствие — производство некоторых элементов, например, малых архитектурных форм, стало дорогим и трудоемкими. Понятно, что девелоперы больше не хотят рисковать и заниматься изготовлением таких конструкций — на смену им приходят более простые, стандартизированные решения. Конечно, для рынка в целом эта ситуация не фатальная, но некоторые девелоперы закладывают этот тренд в свои будущие проекты.

Комплексное благоустройство общественных пространств и придомовых территорий жилых комплексов — важнейший тренд последних лет. Сегодня все, что связано с дизайном среды, входит в джентльменский набор любого застройщика. Архитекторы проводят углубленное исследование территории, ее преимуществ и возможностей, и уже исходя из этого ведется проработка всех проектных решений. Ни кризис, ни санкции, ни удорожание строительства не отменят эту практику.

Еще одна тенденция, в большой степени определяющая сегодня работу архитекторов, — растущий запрос на локальные сообщества: мы все чаще сталкиваемся с тем, что все хотят создавать не просто детские площадки или зоны отдыха, а соседские комьюнити. На практике это означает, что в проекте должны быть предусмотрены пространства для общения, игр, отдыха, определенная структура внутренних дворов. Мы создаем локальные активности, например, небольшие сады, где каждый человек может заниматься растениеводством, уличные общественные гостиные — здесь люди могут пообщаться или поработать. Кроме того, важно предусмотреть различные сценарии использования этих пространств разными группами жителей: детей, подростков, взрослых людей и пенсионеров.

Все вышесказанное справедливо и для рынка загородного жилья, где после долгого затишья началось оживление, во многом связанное с пандемией. Люди заново оценили прелесть жизни за городом и готовы вкладываться в покупку собственного дома. Как раз сейчас мы занимаемся проектированием на Истринском водохранилище крупного поселка. Там мы постарались применить принципиально новый подход к строительству коттеджных поселков. Предварительно мы на протяжении двух лет занимались исследованиями этого сегмента рынка и реальных запросов покупателей. Архитектурный и маркетинговый анализ показал, что всем надоели поселки без инфраструктуры, с высокими заборами и безликой архитектурой. Все это плохо продается: не секрет, что десятки поселков даже на популярных направлениях вроде Новой Риги стоят в монолите. В нашем поселке будет большая общественная зона — около 35% всей территории (43 га), — где люди получат возможность общаться, заниматься спортом, устраивать концерты. При помощи сервис-приложения жители смогут решать, какой инфраструктуры им не хватает, что изменить или добавить на территории. При этом изначально в поселке уже будет собственный дизайн-код, низкие заборы, дома с интеллектуальной системой управления.