Цены поедут

Строительство новой ветки метро изменит ситуацию на рынке жилья Екатеринбурга

Екатеринбург уже давно ждет начала строительства второй линии метро. Ранее город неоднократно анонсировал планы по развитию подземки, но всякий раз ему не удавалось получить федеральное финансирование. Сначала рухнули надежды на строительство метро к Чемпионату мира по футболу 2018 года, потом столица Урала проиграла борьбу за проведение всемирной универсальной выставки «Экспо-2025». Но сейчас ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки: на проектирование новой ветки из городского бюджета выделено 250 млн рублей. После того, как будет разработано технико-экономическое обоснование проекта, город обратится к федерации с просьбой предоставить необходимое финансирование.

Реализация этого крупного инфраструктурного проекта способна привести к серьезным изменениям на городском рынке жилья. В «зоне влияния» станций второй ветки метро окажутся около 300 тыс. человек, или примерно 20% от численности населения Екатеринбурга. Пока рынок жилья в четырех прилегающих к линии микрорайонах — Центре, ВИЗе, Втузгородке и ЖБИ — спокоен, но как только Москва «даст отмашку», цены на жилье здесь начнут стремительно расти. Точно оценить влияние транспортного фактора на цены невозможно, но известно, что после открытия станции метро «Ботаническая» в 2011 году стоимость квартир в одноименном районе выросла на 5-10% по отношению к среднерыночной. Именно на такие цифры можно ориентироваться при прогнозах стоимости жилья в зоне новой ветки метро. Квартиры будут дорожать как на первичном, так и на вторичном рынке, причем процесс этот растянется во времени — от сроков выделения федерального финансирования до ввода станций метрополитена в эксплуатацию. Многие девелоперы, которые реализуют проекты в зоне новой ветки, уже сейчас активно используют в своих рекламных материалах информацию о скором появлении станций метро вблизи новостроек. Скорее всего, они заложат этот фактор в цену своих объектов даже раньше, чем собственники квартир на вторичном рынке.

В наиболее выигрышном положении окажутся жители спального района ЖБИ. Именно там имеются наиболее серьезные транспортные проблемы. Строительство метро позволит автолюбителям и пассажирам общественного транспорта заметно сократить время движения до центра города, вокзала, двух автовокзалов и других пунктов. Цены на новостройки в этом районе могут показать наиболее сильную динамику. Еще несколько лет назад на территории ЖБИ не реализовывалось ни одного крупного девелоперского проекта. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Особую активность проявляет «Группа ЛСР». Компания уже ввела в эксплуатацию первую очередь ЖК «Рассветный» (более 200 тыс. кв. м) на промплощадке завода ЖБИ. Сейчас девелопер начал строительство второй очереди, а также анонсировал возведение нового квартала площадью 300 тыс. кв. м на участке между улицами 40-летия Комсомола, Алданской и Бетонщиков. Из менее крупных проектов на ЖБИ можно выделить ЖК «Каменные палатки» (совместный проект компаний «Астра Девелопмент» и «Гринвич — жилая недвижимость») и ЖК «Сказка» (ГК «ТЭН).

Новостройки в районе Втузгородок в ближайшие годы также могут заметно подорожать. Однако транспортная ситуация на этой территории намного лучше, чем на ЖБИ. Район вплотную примыкает к центру города. Здесь развиты все виды наземного общественного транспорта. Больше вариантов выезда из района. Поэтому цены на жилье вряд ли вырастут сильнее, чем на ЖБИ.

В районе Втузгородок сейчас реализуется четыре девелоперских проекта. Самый крупный из них — жилой район «Университетский (250 тыс. кв. м) на территории бывшей фабрики «Уралобувь». Застройщиком проекта является компания «Первостроитель». Также в районе возводят ЖК «Базилик» (ГК «Виктория»), ЖК «Современник» (ГК «Стройтэк») и клубный дом на Ленина («Синара-Девелопмент»).

Территорию ВИЗа можно условно разделить на две части — западную и восточную. Первая находится на окраине, вторая — ближе к центру города. Очевидно, что отдаленная часть района имеет больший потенциал роста цен после начала строительства метро. В восточной части ВИЗа крупных девелоперских проектов пока нет. Среди имеющихся объектов можно выделить ЖК «Флагман» (Группа ЛСР) и ЖК «Нагорный» (холдинг УГМК). В западной части ситуация совсем иная. Здесь анонсированы масштабные проекты, которые будут иметь большое значение для рынка. Так, в октябре 2019 года на форуме строительства Forum 100+ Russia компания «Астра» представила план реновации Цыганского поселка у торгового центра «Мега». К 2035 году застройщик собирается построить 354 тыс. кв. м жилья. Ранее о своем интересе осваивать территорию Цыганского поселка заявили компании «НКС-Девелопмент» и «Формула строительства».

Еще более крупный проект — жилой микрорайон ВИЗ-Правобережный. Здесь в границах улиц Татищева, Юрия Исламова и Металлургов и набережной Верх-Исетского пруда предполагается возвести 580 тыс. кв. м жилья. В освоении территории могут принять участие «Группа ЛСР», ГК «ТЭН», «Стройтэк», PRINZIP и другие застройщики. Изначально в микрорайоне предполагалось разместить объекты Универсиады-2023, но затем было принято решение перенести деревню студенческих игр и ключевые спортивные объекты в район Новокольцовский. Несмотря на это, планы по освоению западного ВИЗа по-прежнему остаются актуальными. Региональные власти неоднократно заявляли, что планируют создать здесь второй центр города за счет строительства инфраструктуры, жилья, переноса части министерств и ведомств.

А вот влияние строительства метро на новостройки в центре будет минимальным. Практически любая точка этого района находится в пешеходной доступности от станций первой линии метрополитена. Строительство второй линии заметно упростит передвижение по направлению «запад — восток», но глобальных преимуществ не даст. Привлекательность этой территории высока и без развития подземного транспорта. Чего не скажешь о районах Уралмаш, Эльмаш, Завокзальный, Автовокзал и Ботанический, которые расположены в зоне охвата первой линии метро. После строительства второй ветки их жители смогут передвигаться по городу не только по «вертикали», но и по «горизонтали». Это повысит привлекательность девелоперских проектов, которые реализуются и на этих территориях.

Справочно:

Екатеринбургский метрополитен работает с 1991 года и в настоящий момент состоит из одной линии («север — юг»), на которой расположено 9 станций. В рамках проекта второй линии («запад — восток») планируется построить еще 10 станций. Длина эксплуатационного участки ветки составит 12 км. Время в пути — 20 минут. По оптимистичным оценкам, строительство новой линии может начаться в 2020 году и завершиться к 2025 году.

75 млрд рублей —в такую сумму оценивается общий объем инвестиций в строительство второй ветки екатеринбургского метро


Теги: