Снести нельзя достроить

Снести нельзя достроить

Решение проблемы недостроев требует системного подхода

Незавершенное строительство остается одной из серьезных проблем российской экономики. На сегодняшний день в стране насчитывается 5,7 тыс. «брошенных» объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано, а еще 3,3 тыс. «долгостроев», возведение которых тянется уже более пяти лет. Такие данные были приведены аудитором Счетной палаты Светланой Орловой в ходе панельной дискуссии «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов», организованной в рамках XIX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». По данным СП, в брошенных объектах и долгостроях заморожено 1,5 трлн рублей, по сути дела, это бессмысленно потраченные бюджетные средства. «Мы считаем, что надо вовлечь в экономику существующий недострой — это земельные участки — и не допустить появления новых проблемных объектов», — заявила Орлова.

Принявший участие в дискуссии министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев заявил, что «для решения вопроса с объектами незавершенного строительства необходим системный подход». Глава ведомства считает, что тему недостроя надо разделить на два больших подвопроса. Первый касается учета объектов незавершенного строительства и является зоной интересов Минфина и Минэкономразвития. Надо признать, что на сегодняшний день ощущается недостаток нормативных документов в этой сфере, а порядок работы с недостроем четко не определен. «Что касается Минстроя, то мы будем работать над «физикой», то есть с существующими физическими объектами недостроя», — заявил глава Минстроя.

При этом по каждому объекту надо решать, есть ли экономическая необходимость достройки или нового строительства? «Ведь технологии ушли далеко вперед, и если мы говорим о недостроенной станции обезжелезивания воды в Дагестане, то там ведь закладывалась технология двадцатилетней давности, а придуманы уже более современные технологии, — пояснил Владимир Якушев, — и достраивать эту станцию, рассчитанную на старые методы очистки, это значит, опять получать воду, которая не будет соответствовать современным требованиям по качеству». Поэтому в некоторых случаях, по словам министра, дешевле объект просто снести и построить совершенно новый

По словам участников дискуссии, незавершенное в срок строительство, как правило, объясняется недостаточно продуманным планированием без учета региональных, климатических и других особенностей. Среди объектов «незавершенки», которые финансируются из бюджетов разного уровня, много школ, университетских кампусов, поликлиник, больниц и других социальных объектов, а также дорог, теплотрасс и объектов коммунальной инфраструктуры, спортивных комплексов и стадионов и т.д. По мнению всех участников мероприятия, самое главное — правильно выстроить строительный процесс и добиться полного финансирования строительства, чтобы избежать появления новых недостроев. Анализ Счетной палаты показал ряд значительных недостатков в системе государственного управления объектами незавершенного строительства. Существующее нормативно-правовое регулирование не обеспечивает комплексного решения проблемы сокращения ОНС и требует совершенствования законодательства Российской Федерации. По сути, сегодня в российском законодательстве отсутствует само понятие «незавершенное строительство», его еще предстоит сформулировать и ввести в правовой обиход.

Цитата в тему:

Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев:

Screenshot_1.png

Работа в этом направлении должна строиться по четко заданному алгоритму. Сначала должна быть произведена оценка каждого объекта, в рамках которой станет понятно, в каком состоянии он находится, сколько времени и средств необходимо на достройку, а также целесообразно ли его вообще достраивать

Справочно:

По данным Счетной палаты РФ, общее число объектов незавершенного строительства (ОНС) составляет 71,3 тысячи (в них вложено 5,3 трлн рублей). Из них 62,3 тысячи возводится в плановом режиме, а 9 тысяч являются брошенными или долгостроями.

Справочно:

В дискуссии «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов» приняли участие министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, аудитор СП РФ Светлана Орлова, председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, замглавы Минэкономразвития РФ Сергей Назаров, врио главы Республики Дагестан Сергей Меликов и другие.

Неутешительные выводы

Подводя итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства в 20172018 годах», аудиторы Счетной палаты отметили ненадлежащее исполнение на федеральном и региональном уровнях поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на снижение объема и количества ОНС. Не завершены мероприятия по инвентаризации и определению целевой функции ОНС, при строительстве которых использовались средства бюджетов. Отсутствует полноценный учет ОНС, включающий информацию об объемах выполненных работ, сметной стоимости, сроках начала строительства, заказчиках, подрядчиках, основаниях для начала строительства и выделения бюджетных средств для финансирования соответствующего объекта, а также о причинах приостановления или прекращения строительства. Мероприятия Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного 31 января 2017 года № 727п-П13 в целях реализации поручений Президента Российской Федерации, органами исполнительной власти Российской Федерации реализованы не в полном объеме.


Теги: