Рынок торговой недвижимости России

Рынок торговой недвижимости России

Города России занимают уверенные позиции в европейских рейтингах. Однако, несмотря на высокие показатели в некоторых регионах, темпы экономического развития и уровень обеспеченности торговыми площадями неравномерны.

Среди российских городов с населением более 1 млн человек (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) на сегодняшний день лидерами по обеспеченности торговыми центрами являются: Самара с показателем порядка 560 кв. м на 1 000 человек, Екатеринбург – примерно 540 кв. м, Нижний Новгород – 470 кв. м, а также Уфа и Воронеж с уровнем обеспеченности около 400 кв. м на тысячу человек.

Проблемы в экономике увеличивают долю проектов в формате дисконт и аутлет на рынке торговой недвижимости. Например, в Самаре активно развивается аутлет «ДИ ПОРТ», который сейчас проходит стадию реконцепции в ходе которой его площадь увеличится до 30 000 кв. м. Недавно дисконт-центр пополнился двумя новыми арендаторами, один из них – якорный – «Планета. Одежда. Обувь», оператор низкоценового сегмента.

В Екатеринбурге в апреле этого года крупный прирост объема качественных торговых площадей обеспечило открытие торгового центра «Академический» общей площадью 60 000 кв. м. На сегодняшний день в условиях высокой насыщенности рынка к торговым центрам Екатеринбурга качественная конкуренция является залогом выживания на рынке, условия которого по-прежнему диктует арендатор.

В Уфе наряду с высокими показателями по обеспеченности наблюдается также и высокая доля вакантных площадей, городу не хватает качественных объектов. Наиболее значимые торговые центры Уфы – «МЕГА», «Семья» и «Планета», которая в этом году приняла бренды «Gloria Jeans», «Палето», «Твое», «SultannaFrantsuzova».

В Воронеже обеспеченность торговыми площадями со временем становится ниже. За последнее время крупных объектов здесь не вводилось, хотя прирост населения в городе существенный. На следующий год запланирован ввод небольшого ТЦ «Европа» площадью порядка 4 000 кв. м. А незаконная стройка ТЦ «Линия» была прекращена по решению суда.

Если говорить о потенциале создания новых торговых площадей, в настоящее время есть вероятность, что новый торговый комплекс в миллионнике будет заполнен едва ли наполовину. В ряде городов действительно есть потенциал и необходимость строительства новых качественных объектов, но далеко не во всех. Уровень предложения выше, чем уровень спроса. Примерно треть крупных городов сегодня для девелопмента новых ТЦ не перспективна из-за насыщенности рынка и сократившейся покупательской активности. Среди таких городов Нижний Новгород.

Марат Манасян, генеральный директор M1 Solitions, отмечает: «Рассматривая возможность девелопмента нового торгового центра в миллионнике, нужно исследовать каждый случай отдельно. Проанализировать емкость рынка, насыщенность качественными торговыми площадями в городе и в отдельно взятом районе, потенциальную целевую аудиторию проекта, емкость потребительского рынка и только оценив потенциал, приступать к разработке концепции, которая в этой локации позволит реализовать максимально эффективный объект».

Источник: пресс-релиз компании M1 Solitions

Теги: