Специалисты департамента новостроек и аналитического центра «Инком-Недвижимость» провели исследование востребованности первичных объектов в Московской области: в III квартале среди прочих изменений было зафиксировано увеличение спроса на фоне снижения предложения.
Лидером по покупательской активности стал Одинцовский район – у него 13,2% от общего объема спроса, среди аутсайдеров, в частности, Талдомский и Серпуховский и Коломенский районы, где квартиры в новостройках совсем не интересуют покупателей. Аналитики объяснили причины роста востребованности лотов экономкласса при уменьшении популярности предложения категории «комфорт».
По данным компании, по итогам III квартала на первичном рынке жилья Подмосковья спрос в целом вырос на 1,6%: во II квартале было продано 32 369 жилых объектов, в III – 32 894 лота.
В рейтинг лидеров по покупательской активности в сегменте новостроек вошли: Одинцовский район (с 13,2% от общего спроса), Люберецкий (с 13,1 % от общего спроса), а также Балашиха и Ленинский район – у них по 12,8% от общего объема спроса.
В пяти областных локациях в отчетном квартале объем спроса на новые объекты был выше объема предложения: в Люберецком районе – на 7,8 п. п., в Одинцовском – на 4,4 п. п., в Мытищинском разница составила 2,2 п. п., в Балашихе – 1,9 п. п., в Ленинском районе – 1,2 п. п.
В III квартале по сравнению с предыдущим востребованность первичных квартир возросла в трех районах Московской области: Люберецком (с 8,1% до 13,1%, динамика роста – 5 п. п.), Мытищинском (с 9% до 11%, динамика роста – 2 п. п.) и Химках (с 4,1% до 5,6%, динамика роста – 1,5 п. п.).
Снижение числа сделок с первичными объектами в III квартале по сравнению с предыдущим зарегистрировано в 14-ти областных локациях: Дмитровском, Истринском, Красногорском, Ленинском, Ногинском, Одинцовском, Пушкинском, Раменском, Серпуховском, Солнечногорском, Сергиево-Посадском, Щелковском, а также в Балашихе и Подольске. Спрос здесь уменьшился в диапазоне от 0,1 до 1,5 п. п.
Аналитики отмечают полное отсутствие покупательской заинтересованности в новых квартирах в Талдомском, Серпуховском, Коломенском и Павлово-Посадском районах. Не более 0,1% от общего объема спроса зафиксировано в Рузском, Егорьевском и Воскресенском районах. Немного выше – 0,2% спроса – у квартир в новостройках Чеховского района.
Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра компании, комментирует:
«Спрос в основном определяется ассортиментом предложения – чем он шире, тем в среднем выше покупательская активность. В районах с низким спросом также есть проекты с высокой и финальной степенью готовности, и девелоперы распродают оставшиеся лоты».
Относительно класса жилья можно сказать, что в III квартале этого года на первичном рынке Подмосковья снизился спрос на объекты категории «комфорт» – до 39% (с 42% во II квартале), востребованность квартир экономкласса, напротив, возросла до 54% (с 49% во II квартале), интерес к лотам бизнес-класса уменьшился на 1 п. п. – сегодня это 7% (против 9% во II квартале).
Дмитрий Таганов: «Популярность объектов экономкласса в области начала расти еще во II квартале этого года – с 43% от общего спроса в апреле до 49% в начале июля. Дело в том, что постепенно платежеспособный спрос смещается в Новую и старую Москву, а покупатели в Подмосковье рассматривают, в первую очередь, низкобюджетные варианты. Кроме того, те, кто мог позволить себе приобретение квартиры комфорт-класса в области, предпочитают экономичное жилье в ТиНАО – все же столичная регистрация играет немаловажную роль.
Наверное, многие желали бы приобрести относительно недорогие квартиры в столице, однако предложение экономкласса в пределах МКАД очень ограничено. К тому же, в Москве существует тенденция позиционировать проекты классом выше, чем в реальности. В Подмосковье же девелоперы не заинтересованы в привлечении покупателей престижностью комплекса, их козырь – ценовая доступность».
Традиционно самая высокая ликвидность у 1- и 2-комнатных квартир: по итогам III квартала «однушки» занимают 48% общего спроса, «двушки» – 32%. 11% покупателей интересуют многокомнатные лоты и 9% – студии. Однако показатель востребованности малогабаритного формата (студий общей площадью в среднем 29 кв. м) ощутимо выше уровня предложения – на его долю приходится 7% от всего состава. 45% предложения на рынке представлены 1-комнатными объектами, что на 3 п. п. ниже показателя спроса, 34% – 2-комнатными и 14% – многокомнатными.