Павел СКЛЯНЧУК, ответственный секретарь экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ
Среди законодательных инициатив, обсуждавшихся в Госдуме в ноябре, наибольший интерес вызвал, пожалуй, правительственный проект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». Почти год этот документ добирался до парламента, а добравшись, столкнулся там с достаточно жесткой критикой. Но несмотря на это, 14 ноября законопроект после длительных дискуссий был все же принят за основу в первом чтении. «За» проголосовали все четыре парламентские фракции. Во многом это связано с тем, что все существующие гарантии жилищных прав граждан сохраняются, а применение новых механизмов не является обязательным для субъектов Российской Федерации.
При этом депутаты выдвинули кабинету ряд условий по доработке законопроекта ко второму чтению. Во-первых, федеральному правительству предстоит представить порядок определения выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Соответствующее полномочие предполагается забрать у регионов. Во-вторых, предлагается дать положительный отзыв на межфракционный законопроект «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статью 566 Земельного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается обязанность органов местного самоуправления устанавливать границы земельного участка до признания многоквартирного дома аварийным, что позволит существенно увеличить размер выкупной цены за счет включения в нее доли от кадастровой стоимости земельного участка дома. В-третьих, при подготовке проекта поправок рассмотреть возможность предоставления права выбора собственнику изымаемого жилого помещения: возмещение за указанное помещение или другое жилое помещение. В-четвертых, переселять граждан в маневренный жилищный фонд, который теперь будет создаваться с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, только если имеется угроза разрушения многоквартирного дома по причине его аварийного состояния. Наконец, в-пятых, установить общие для всех субъектов Российской Федерации принципы формирования перечня услуг и (или) работ по ремонту ветхих домов, выделенных в подпрограмму капитального ремонта, исходя из необходимости обеспечения безопасной эксплуатации многоквартирных домов и поддержания работоспособности основных конструктивных элементов.
Гораздо спокойнее прошло первое чтение законопроекта, которым Минстрой России предлагает закрыть давнюю проблему «бесхозных» домов — домов, оказавшихся без договора управления содержания общим имуществом. Как правило, это дома, где львиная доля помещений принадлежит какому-то из предприятий или ведомству. Законопроектом уточняется уведомительный порядок начала осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Сегодня такие дома выставляются муниципалитетом на открытые конкурсы, которые в большинстве своем признаются несостоявшимися. При этом экспертный совет Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ обратил внимание законодателей на дефект части 8 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, который разрешает заключать договор управления без конкурса и общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если конкурс признан несостоявшимся. В таком случае должна быть назначена временная управляющая организация, но непонятно на какой срок и на каких условиях.
Несмотря на дискуссии, без особых проблем прошла основное и второе чтение законодательная инициатива «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел перед вторым чтением даже специальное мероприятие, чтобы снять возникающие у депутатов вопросы к ДОМ.РФ. В целом полномочия единого института развития в жилищной сфере сомнениям не подвергаются, но механизмы их реализации иногда вызывают вопросы. Так, премьер-министр России Дмитрий Медведев посетовал как-то, что зачастую все дизайнерские решения создаются в столице, после чего «во все города и веси» страны везут московских дизайнеров и архитекторов. Депутатские претензии сосредоточились в основном вокруг развития арендного жилья и строительства апартаментов.
Потихоньку дошла до первого чтения и депутатская инициатива Ильи Осипова «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенная год назад. Законопроектом предлагается установить административную ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку любого помещения в многоквартирном доме. Удивительно, но в настоящее время предусмотрена административная ответственность только за самовольную перепланировку жилых помещений в МКД. Более того, до настоящего времени к ответственности за указанное правонарушение можно было привлечь только физических лиц. Законопроектом круг нарушителей расширяется за счет должностных и юридических лиц. Для них предусматривается ответственность в виде административного штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей (для должностных лиц) или от 40 тысяч до 50 тысяч рублей (для юрлиц). При этом размер штрафа для граждан не изменяется — от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей. Следует признать, что с перепланировками в условиях отсутствия системы БТИ случился полный беспорядок, который непонятно как исправить, не спровоцировав народного гнева. Напомню, удар на себя решил принять Минюст России, который этой осенью предложил внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», разрешающий приставам приходить в квартиры россиян с проверкой на предмет проведения незаконной перепланировки или с надзором за ремонтом газового оборудования.
Последним по порядку, но не по значимости в ноябрьском обзоре стал социально значимый законопроект группы депутатов (Ольга Павлова, Сергей Пахомов и другие), разработанный в целях реализации постановления Конституционного Суда РФ № 12-П от 25 февраля 2019 года. Законопроект устанавливает, что взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме будут включены в перечень компенсационных выплат по оплате общей площади жилых помещений, занимаемых определенными категориями граждан. К ним относятся члены семей погибших военнослужащих, сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи. Согласно календарю законопроектной деятельности, в декабре у думцев будет не менее насыщенная повестка. Достаточно сказать, что 4 декабря на правительственный час придет руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Ожидается, что основными темами для дискуссии станут разработанный регулятором проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и законопроект-спутник «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», вводящие так называемые «эталонные тарифы». Кроме того, в третьем чтении в декабре будет утвержден проект федерального бюджета на 2020-2022 годы.
Кроме того:
Согласно принятому 27 декабря 2018 года ФЗ-522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», с 1 июля 2020 года россияне вместо традиционных аналоговых счетчиков должны перейти на интеллектуальные системы учета электроэнергии. Ответственность за их установку и обслуживание возьмут на себя энергосбытовые компании и сетевые организации.
Номер публикации: № 47 29.11.2019