Павел КАЧКАЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Одним из самых важных законов в сфере жилищной политики, принятым Государственной Думой за прошедший год работы, стал закон о переселении граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. За пять лет — с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года — аварийным было признано порядка 10 млн кв. м жилья.
Надо сказать, что споры о том, какими должны быть механизмы переселения граждан из «аварийки», велись длительное время. Среди определенной части экспертного сообщества сформировалось мнение, что нужно прекратить переселение из аварийного жилья за счет государства и что собственники сами должны позаботиться о своем имуществе, как, допустим, это делают владельцы частных домов. Но возобладал другой подход, который предусматривает активное участие государства в расселении аварийного жилфонда.
В мае 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин по итогам совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития дал поручение разработать постоянно действующую программу переселения граждан из аварийного жилья. Были внесены комплексные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предполагающие финансовое участие государства в программе расселения аварийного жилья. Планируется, что в рамках программы, стартовавшей в 2019 году, до конца 2024 года новое жилье получат более 530 тыс. человек. На реализацию проекта из федерального бюджета выделено более 430 млрд рублей. Кроме этого, будут использованы средства из внебюджетных источников — закон позволяет привлекать инвесторов для осуществления программ переселения из аварийных домов.
Достаточно широкие полномочия предоставлены субъектам РФ. При принятии региональных программ переселения они могут в зависимости от своих возможностей и ресурсов самостоятельно принимать дополнительные меры поддержки граждан. Бюджетные средства могут использоваться для софинансирования ипотечного кредита или на частичную компенсацию затрат на покупку нового жилья.
Управлять эффективно
Среди других документов, принятых за последнее время Государственной Думой, хотелось бы отметить следующие. Федеральный закон №277-ФЗ от 31 июля 2020 года, направленный на повышение эффективности управления гражданами своим МКД. Председатель совета МКД теперь может взаимодействовать с управляющей организацией и третьими лицами от лица собственников, действуя либо без доверенности, либо на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в МКД — как решит общее собрание. Федеральный закон №156-ФЗ от 25 мая 2020 года позволит упростить процедуру проведения общего собрания посредством онлайн-голосования с использованием государственной или региональной информационной систем ЖКХ, если такое решение примет общее собрание собственников.
Также вносятся изменения, в соответствии с которыми в 2020 году период обязательного проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме продлевается до 1 января 2021 года. Эта новация носит временный характер и позволит осуществить подготовку и проведение годовых общих собраний в условиях действия мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Принятие данного закона позволит закрепить на практике форму онлайн-голосования при проведении общих собраний в МКД с использованием информационных систем, что однозначно увеличит количество собственников, участвующих в общем собрании МКД, и вовлечет граждан в процесс управления своим домом.
Также сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, позволяющий существенно облегчить процедуру проведения общих собраний МКД. Предлагается установить, что общее собрание может проводиться в виде конференции — утверждаются делегаты, уполномоченные собственниками каждого этажа жилого дома, а также делегаты от собственников нежилых помещений. Делегаты голосуют на общем собрании МКД в виде конференции тем количеством голосов, которые принадлежат собственникам помещений, от которых они выступают. Собственники помещений вправе досрочно переизбрать или прекратить полномочия делегата. В настоящее время идет согласование поправок к законопроекту. Предположительно осенью этого года законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы в окончательном третьем чтении.
С газом не шутить!
В центре внимания депутатов находятся также вопросы безопасной эксплуатации жилого фонда. Как ожидается, в ходе ближайшей сессии будет завершена работа над поправками к Жилищному кодексу РФ в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирных домах. Сегодня в соответствии с действующим законодательством каждый собственник жилого помещения самостоятельно заключает со специализированными организациями договор об обслуживании внутриквартирного газового оборудования. Наряду с этим достаточно большое количество собственников по разным причинам не заключает такие договоры, что естественным образом приводит к тому, что внутриквартирное газовое оборудование находится в бесхозном, опасном для окружающих, состоянии.
Законопроект наделяет управляющую организацию полномочиями по подбору специализированной организации по техническому обслуживанию ВКГО и ВДГО для каждого МКД, что будет способствовать поддержанию в исправном состоянии систем и сетей инженерно-технического обеспечения и обеспечит комплексный подход к обслуживанию ВКГО и ВДГО.
Кроме того:
Ранее семьи с тремя и более детьми, иные категории граждан, имеющие право на получение земельного участка, в частности, члены семей погибших военнослужащих и военнослужащие, уволенные с военной службы, автоматически снимались с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если им были выделены земельные участки. В соответствии с Федеральным законом №287-ФЗ, принятым 31 июля 2020 года, теперь они не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц. Более того, лица, снятые с учета, могут быть восстановлены в своих правах.
Кроме того:
Федеральный закон №128-ФЗ от 24 апреля 2020 года направлен на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2018 года №30-П, согласно которому надлежит внести необходимые изменения в действующее законодательство об определении платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Номер публикации: №34 28.08..2020