Новая Москва должна стать комфортным местом для жизни людей
Ровно пять лет назад — 1 июля 2012 года произошло расширение границ Москвы, в результате площадь столицы увеличилась сразу в 2,4 раза. За прошедшие годы в развитие дорожной инфраструктуры, инженерных сетей и строительство недвижимости на территории Новой Москвы было вложено 750-800 млрд рублей, из которых около 600 млрд — это деньги инвесторов. На присоединенных территориях введены в строй 8 млн кв. метров жилья, четыре магистральные дороги и построено 52 объекта социальной инфраструктуры. До 2035 года на развитие Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) планируется направить еще около 7,5 трлн рублей. Станет ли Новая Москва современной комфортной средой обитания для жителей? Удастся ли органично соединить Москву старую и новую? Об этом в интервью «СГ» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир ЖИДКИН.
«СГ»: Владимир Федорович, не секрет, что расширение Москвы первоначально задумывалось как проект политический. Планировалось, что в Новую Москву переедут органы власти, в том числе федеральные. Но в силу ряда причин этого не случилось. Что в связи с этим концептуально изменилось в плане развития присоединенных территорий?
Владимир Жидкин: То, о чем вы говорите, не являлось и не является главным и определяющим в развитии Новой Москвы. Площадь, которую заняли бы властные структуры, весьма незначительна относительно общей территории Новой Москвы. Поэтому отказ от перевода их в ТиНАО существенного влияния на структуру, среду и все остальное не оказал. Сегодня мы создаем на новых территориях город. У нас планируется двенадцать центров градразвития — точек роста, где будут появляться и уже появляются технопарки, технополисы, индустриальные парки, логистические центры, образовательные кампусы, крупные медицинские объекты, большие природные парки. За пять лет население Новой Москвы увеличилось на 100 тысяч человек. На 100 тысяч выросло и количество новых рабочих мест, появились десятки километров новых дорог, десятки, если не сотни, новых мелких и средних предприятий.
«СГ»: И все же, развитие новых территорий — это задача колоссальной сложности. Ведь надо не просто застроить огромный кусок земли домами, дорогами, объектами инфраструктуры, но сделать так, чтобы старая и Новая Москва гармонично соединились в единое целое. Москва в старых границах — это город, а Новая Москва — это в значительной степени негородская территория, где много лесов, полей, деревень и садовых товариществ. Как это все можно объединить?
В.Ж.: Вы правы, крупный город — это всегда сочетание множества элементов. Здесь все должно быть взаимоувязано — жилье, соцобъекты, производственные предприятия, сфера услуг, логистика, а также реки, парки, леса. Да, на присоединенных к Москве территориях есть много садовых товариществ. Что ж, они будут постепенно интегрированы в общий городской организм. Вот вам пример. Я был в Кельне. Там после войны, когда надо было поднимать экономику, элементарно кормить людей, раздали тысячи небольших земельных участков, которые до сих пор существуют как огородные хозяйства и никому при этом не мешают. Так и в Новой Москве: постепенно в этих товариществах должно меняться качество и самого жилья, и инженерных сетей. И постепенно они смогут интегрироваться в городскую среду. Конечно, успешные коттеджные поселки интегрировать будет легче, и в этом нет ничего странного.
«СГ»: Не так давно на федеральном уровне был запущен приоритетный проект по созданию комфортной городской среды. К этому времени освоение новых территорий в Москве уже шло несколько лет. Скажите, а эти принципы учитывались ранее при разработке концепции развития Новой Москвы?
В.Ж.: Да. Один из главных принципов развития Новой Москвы — это создание комфортной среды для жизни. Этот принцип применялся на всех уровнях формирования проектов, формирования точек роста и центров градразвития. Если проектируется жилой микрорайон, то, соответственно, он проектируется по принципу квартальной застройки, чтобы во дворах не было машин, а был небольшой парк. Стоянки же должны быть вынесены за пределы дворов. Когда проектируется крупный микрорайон, проектирование переходит на другой уровень. Здесь должны быть социальные объекты в шаговой доступности. Должны быть экологические зоны, рабочие места, сервисные центры.
Если говорить о территории в целом, мы планируем не менее 85 крупных парков общей площадью 12 тысяч гектаров. Соответственно должны быть представлены все виды транспорта. Все высоковольтные линии электропередачи по новым схемам будут спрятаны под землю. Через эту призму проектируется практически все, эта идеология отражается в любом объекте и в целом на всей территории Новой Москвы.
«СГ»: К слову о транспорте, многие, в том числе и представители бизнеса, отмечают, что за последние годы удалось значительно улучшить транспортную доступность районов Новой Москвы. Над чем сейчас работаете, если говорить о развитии транспортной инфраструктуры?
В.Ж.: Сейчас у нас идет напряженная работа. Как известно, через Новую Москву проходят два важных железнодорожных направления. В нескольких местах мы возводим над железнодорожными путями эстакады для автотранспорта. Две из них уже открыты — в Щербинке и Переделкино. В июле будет введена в строй эстакада в Кокошкино, чуть позже — в Крекшино. Таким образом, три эстакады — на Киевском направлении и одна — на Курском. По сути, все железнодорожные переезды на территории ТиНАО будут на эстакадах, что существенно улучшит качество трафика и повысит безопасность движения.
На Калужском и Киевском шоссе мы сейчас строим поперечные связи. Эти хорды свяжут между собой не только два этих шоссе, но и населенные пункты.
«СГ»: Могут ли присоединенные территории стать со временем развлекательно-рекреационной зоной Большой Москвы?
В.Ж.: Вы правы, развлекательно-рекреационная функция или направленность Новой Москвы подразумевается. На территории ТиНАО много культурно-исторических объектов, которые тоже станут центрами притяжения для туристов. Кстати, в планах устройство парка реконструкции исторических событий. Есть проект создания двух развлекательных парков по 150 гектаров каждый. Один из них — Парк отдыха — предполагается разместить недалеко от Румянцево и второй — Парк Героев — возле ЦКАД. Обсуждается возможность размещения у нас Парка русских сказок, РЖД планирует построить в Новой Москве детскую железную дорогу.
«СГ»: Были сообщения о том, что есть проект большого сафари-парка в ТиНАО?
В.Ж.: Возможность создания сафари-парка обсуждается. Это очень крупный проект, который требует тщательной проработки не только по размещению и наполнению, но и по финансированию. Более конкретный проект, прорабатываемый сейчас с инвестором, это размещение у нас парка «Юниверсал» возле деревни Сосенки. Это проект стоимостью 2,5 млрд долларов. Он может стать центром притяжения не только для жителей Новой и старой Москвы, но и для всей Московской агломерации.
«СГ»: Кто еще, помимо Департамента развития новых территорий, участвует сегодня в выработке решений, касающихся освоения Новой Москвы?
В.Ж.: Это работа для всего московского правительства. Много внимания развитию Новой Москвы уделяет мэр Москвы Сергей Собянин, он лично вырабатывает многие идеологические решения. Большой вклад вносит и руководитель столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин, координирующий проект. Огромную работу проделал коллектив Москомархитектуры, имеющий большой опыт проектирования и составления генпланов. А уже сама реализация проекта — одновременное строительство жилья, социальных объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры — задача для команды Департамента развития новых территорий. Одним словом, гармонизация и интеграция новых территорий в состав единой Большой Москвы — работа для большого коллектива специалистов различного профиля.
Новая Москва в цифрах:
Площадь Новой Москвы — 1081 кв. км;
площадь природных территорий — 76000 гектаров;
площадь незастроенных пространств — 40000 гектаров;
общая протяженность дорог в Новой Москве — 500 км;
потенциал для строительства магистральных автодорог — 1156 км;
потенциал всех видов жилищного строительства: 2017 год — 28,8 млн кв. м, 2035 год — 60,9 млн кв. м;
население Новой Москвы: 2017 год — 0,3 млн человек, 2035 год — 1,5 млн человек;
рабочих мест: 2017 год — 0,16 млн, 2035 год — 1 млн.
Социальная инфраструктура:
7 объектов здравоохранения, полностью отвечающих современным медицинским стандартам;
10 школ в шаговой доступности;
5 крупных парков, гармонично встроенных в существующий экологический каркас, с детскими игровыми площадками и спортивными объектами, велодорожками и прогулочными зонами;
30 детских садов, отвечающих всем современным требованиям.
Развитие улично-дорожной сети до 2020 года:
Дороги, построенные и в строительстве, — 90 км;
дороги, планируемые к строительству, — 130 км;
2 станции метро, 38 км линий метрополитена;
760 новых автобусных остановочных пунктов.