Это вам не гетто

Почему новостройки в промзонах заслуживают внимания покупателей

Москвичи живут стереотипами, деля город на «плохие» и «хорошие» районы. К сожалению, многие горожане руководствуются устаревшими представлениями об экологической обстановке, транспортной доступности, качестве застройки, наличии промзон. Новостройки на бывших производственных территориях зачастую ассоциируются с так называемыми гетто. Но реальность изменилась: комплексное освоение территорий и грамотный редевелопмент приносят выгоду миллионам жителям, застройщикам и городу в целом, ломают устоявшиеся представления, мешающие взглянуть на Москву по-новому. Да и застройщики, работающие в условиях жесткой конкуренции и снижающейся доходности, поменяли подходы.

Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»:

Screenshot_1.png
 

Причины классификации городских районов на престижные и неблагополучные не всегда очевидны. Иногда влияние оказывает архитектурное наследие, чаще - социокультурные факторы и экологическая обстановка. Так, за Юго-Западным административным округом прочно закрепилась слава благополучного района, в то время как Восток и Юго-Восток столицы зачастую ассоциируют с промзонами, малопригодными для комфортного проживания. Зачастую в сознании людей формируется негативное представление и о новых жилых районах на окраинах Москвы, например, Бутово. Но так ли обстоят дела на самом деле? И почему отдельные жилые комплексы в этих локациях продолжают бить рекорды по объемам продаж? Разберемся на примере Юго-Восточного округа.

Исторически так сложилось, что ЮВАО приравнивают к рабочей окраине Москвы. Ассоциации с «пролетарскими» районами вызывают расположенные здесь бывшие промышленные объекты (заводы АЗЛК, «Молния», «Серп и Молот» и др). Однако, не все знают, что сегодня эти предприятия прекратили работу, а их территорию подвергают редевелопменту под жилье. При этом часто на таких площадках не требуется рекультивация почвы. Более того, они обеспечены удобными подъездными путями, расположены недалеко от ключевых транспортных магистралей города. К тому же у властей города есть планы и по развитию транспортной сети. Например, в ЮВАО строится крупнейший в городе ТПУ «Рязанская», который объединит две линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК), радиальную железную дорогу и наземный городской транспорт. Помимо этого, ведется активное строительство Некрасовской линии метро, новые станции которой расположены в шаговой доступности от застраиваемых жильем территорий (например, станция «Стахановская»).

Еще один недостаток, который традиционно приписывают территории ЮВАО – плохая экологическая обстановка. И здесь есть, о чем поспорить. Не все знают, что основной причиной загрязнения воздуха в столице являются не бывшие промышленные предприятия, большинство из которых никогда не производило вредной продукции, а выхлопные газы от автотранспорта. Если быть откровенными, то экологическая обстановка в Москве в целом оставляет желать лучшего, и в ЮВАО она не хуже, чем в других округах столицы. Кроме того, на зеленые зоны в ЮВАО приходится около 20% территории округа – здесь расположены Кузьминский лесопарк Люблинский парк культуры и отдыха, парк «Кусково». Да и застройщики в новых жилых районах стараются изменить этот стереотип и уделяют большое внимание озеленению территорий.

Стоит отметить, что ЮВАО традиционно является лидером по числу реализуемых в столице проектов жилищного строительства. В объеме предложения на рынке новостроек на долю округа приходится более 30%. В будущем число новых ЖК будет расти – только одной программой реновации предусмотрен снос более 670 домов старого жилого фонда. К этому добавляются вышеупомянутые неосвоенные до сих пор перспективные участки бывших промышленных предприятий (например, часть территории завода «Молния»). В большинстве случаев строительство на производственных площадках ведется на свободных участках правильной формы, что позволяет снизить плотность застройки, предусмотреть в проекте необходимую социальную инфраструктуру.

Однако, несмотря на все усилия девелоперов, новые жилые комплексы, которые возводятся на месте бывших промышленных зон, зачастую ассоциируются с так называемыми гетто. При этом игнорируется тот факт, что жители, покупающие квартиры в новостройках, сами формируют социальную среду. Среди них много молодежи с активной жизненной позицией и молодых семей с детьми со средним достатком, а также приезжих из регионов и Московской области с достатком выше среднего, которые хотят закрепиться в столице. Эти люди, близкие к друг другу по социально-возрастным характеристикам, формируют сообщества. Примерно одинаковый образ жизни, схожие ценности и интересы способствуют большей сплоченности и формированию прочных социальных связей.

Навешивая негативные ярлыки тем или иным районам, не стоит забывать, что каждая локация обладает своими преимуществами и недостатками, и в каждом районе есть местные жители, привязанные к нему сложившимися семейными, культурными и деловыми узами. Эти люди живут здесь годами и не помышляют о переезде, а значит их, как минимум, устраивает такое положение вещей, а, как максимум, они любят свой район.