Денежный отлив

Продажи новостроек в Петербурге снижаются

За девять месяцев текущего года в Санкт-Петербурге и пригородах продали 3,2 млн кв. метров строящегося жилья. Это на 300 тыс. кв. метров (примерно 8,5%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Суммарная выручка застройщиков упала на 5% — с 86,4 млрд до 81,7 млрд рублей. По мнению экспертов, снижение покупательского спроса — закономерный процесс, нет больше факторов, которые еще недавно подталкивали людей к решению о покупке.

«В прошлом году из-за ожидания грядущего роста цен в связи с переходом застройщиков на эскроу-счета спрос был ажиотажным, — говорит руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева. — На рынок массово выводились новые проекты, которые вызывали повышенный интерес». В этом году новых объектов на петербургский рынок выводится мало. Многие компании предпочитают достраивать старое, ведь новое придется продавать уже по другим правилам. Так, в III квартале в городской черте начались продажи всего в 26 объектах, и в основном это очереди уже строящихся ЖК, новых проектов всего девять. А в пригородной зоне Ленинградской области и вовсе в продажу вышел только один новый жилой комплекс. По мнению директора департамента недвижимости Группы ЦДС Сергея Терентьева, 2019-й год стал для многих застройщиков более спокойным, чем прошлый.

У кого жемчуг мелкий

Впрочем, средние показатели скрывают большие различия по отдельным компаниям. Общее снижение продаж в гораздо меньшей степени сказалось на лидерах рынка, чем на небольших компаниях. У одного из крупнейших петербургских застройщиков — холдинга Setl Group — продажи выросли как в денежном, так и в натуральном выражении. Выручка компании за три квартала увеличилась на 47,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 79,3 млрд рублей. Продано было 647 тыс. кв. метров жилья (+25,4%).

«У Группы «Эталон» продажи недвижимости за 9 месяцев 2019 года выросли на 26% до 55,8 млрд рублей и на 10% в натуральном выражении до 456 тыс. кв. метров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, поступления денежных средств достигли рекордных 59 млрд рублей, увеличившись на 39%»

А вот у «Группы ЛСР» выручка в Петербурге сократилась в денежном выражении на 22% (до 27 млрд рублей). За этот период компанией было продано 297 тыс. кв. метров жилья. Однако в «ЛСР» не склонны драматизировать ситуацию. Как сообщили в компании, там внимательно следят за маржинальностью проектов и сосредоточены, прежде всего, на качестве реализуемого жилья, а не на его количестве.

Однако на фоне стабилизации и даже роста продаж у ведущих застройщиков петербургского рынка аналитики отмечают увеличение числа компаний, у которых продажи существенно снизились. В основном это небольшие строительные фирмы, в портфеле которых один или два объекта. И хотя они предпочитают особенно не распространяться о своих проблемах, общее снижение объемов продаж по итогам девяти месяцев говорит о том, что проблемы есть. На долю первой десятки компаний (по объемам вывода) ранее приходилось около 60%, а в этом году показатель вырос до 70%. Это дало некоторым экспертам повод говорить о тенденции к концентрации бизнеса и даже об угрозе монополизации рынка.

Средства реализации

В этих условиях девелоперы начали искать новые методы продаж. Так, Группа RBI на днях объявила о том, что она приобрела 50% долей петербургской ГК Active Group, которая занимается арендой и продажей квартир. Сделка позволит RBI создать новое эффективное подразделение продаж, говорят в компании. По мнению экспертов, результатом этого станет расширение клиентской базы и увеличение продаж в строящемся жилье. По словам президента RBI Эдуарда Тиктинского, совместный проект с ГК Active Group позволит группе повысить эффективность продаж, а также предложить клиентам полный спектр услуг, включая аренду квартир.

Шеф-редактор еженедельника «Недвижимость и строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин отмечает, что у всех членов большой тройки петербургских застройщиков — ЛСР, «Эталон», Setl City — действуют собственные отделы продаж. Но покупка девелопером компании, которая будет заниматься продажами, — это новое явление для строительного рынка. В конкурентной борьбе за клиентов все способы хороши, а, значит, в условиях падающего спроса от застройщиков следует ждать новых шагов для привлечения новых покупателей.

Справочно:

В 2018 году в Санкт-Петербурге было введено 3,9 млн кв. метров жилья. По этому показателю регион занял 3-е место в России с долей в 5,2%, уступив только Московской области (1-е место) и Краснодарскому краю (2-е место). В 2019 году в Петербурге планируется ввести всего 3,4 млн кв. метров жилой недвижимости. 110,5 тыс. рублей за кв. метр составляет сегодня средняя цена квадратного метра жилья в Петербурге


Теги: