Без должного внимания

Без должного внимания

Московские апартаменты дорожают на фоне падения спроса

Управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая в блиц-интервью рассказала «СГ-Онлайн» об итогах первого квартала на рынке апартаментов Москвы. Главные тенденции на этом рынке – удорожание лотов в сегменте, несмотря на снижение интереса у покупателей к данному виду жилья.


Screenshot_1.png

«СГ-Онлайн»: Мария, расскажите вкратце об основных итогах первого квартала на первичном рынке апартаментов в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?

М. Л.: В первом квартале столичный рынок апартаментов пополнился пятью новыми комплексами, правда, только в высокобюджетном сегмента. Несмотря на это, объем предложения сократился на 8% по количеству апартаментов и на 4% – по суммарной продаваемой площади. Дело в том, что этот формат жилья понес в уходящем квартале потери: приостановлены продажи в двух проектах, а завершены – еще в восьми. Всего в продаже осталось 10,4 тыс. лотов общей площадью 767 тыс. кв. метров.

«СГ-Онлайн»: Какие изменения произошли в структуре предложения?

М. Л.: Примечательно, что все пять новых проектов появились в продаже в Центральном округе Москвы, укрепляя статус рынка апартаментов как преимущественно высокобюджетного формата. Доля ЦАО в структуре предложения апартаментов по лотам увеличилась на 2% и достигла немногим более 50%. Если же судить по количеству проектов, формат представлены практическими равными долями в ЦАО (26,5%), СВАО (24,6%), САО (23,4%). Относительно симметрично и распределение апартаментов по стадии строительной готовности. Работы на уровне котлована идут в 22% апартаментов, монтаж этажей – в 30%, отделка – в 23%, а введены в эксплуатацию 25% продаваемых объектов.

«СГ-Онлайн»: Как вели себя цены в апартаментах?

М. Л.: Практически во всех ценовых сегментах средние цены кв. метра возросли, за исключением массового. Здесь расценки снизились из-за структурных изменений на 1%, а средний «квадрат» продавался за 170 тыс. рублей. В элитном классе средняя цена достигла 840,6 тыс рублей (рост на 11%), в премиум-классе – 480 тыс. рублей (4,1%). Практически сохранилась на прежнем уровне стоимость «квадрата» в апартаментах бизнес-класса (245 тыс. рублей (0,9%). Основные факторы повышения расценок на апартаменты – политика застройщиков, выход в продажу проектов по ценам выше среднерыночных, а также изменение структуры предложения.

«СГ-Онлайн»: Что происходит с реальным спросом и количеством сделок в сегменте?

М. Л.: В первом квартале мы зафиксировали снижение интереса покупателей к формату апартаментов. Об этом свидетельствует количество зарегистрированных ДДУ, которое сократилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Между тем продажи квартир выросли на треть за тот же период. Соответственно, с 10% до 8% уменьшилась и доля апартаментов в структуре сделок с жилой недвижимостью в Москве. Тем не менее, цены в большинстве сегментов продолжали повышаться.

«СГ-Онлайн»: Выделите основную тенденцию.

М. Л.: Основной тенденцией, на мой взгляд, стало повышение цен на апартаменты. Это свидетельствует о том, что в целом этот сектор рынка развивается и живет по тем же законам, что и сегмент жилой недвижимости. Тем не менее, нужно отметить, что апартаменты чувствительнее к увеличению цен, о чем свидетельствует динамика спроса. Не исключаю, что в ближайшем будущем реформа долевого строительства может дополнительно снизить спрос на апартаменты в связи с тем, что застройщики таких комплексов будут искать другие схемы реализации апартаментов в силу специфики формата.