Рынок требует от архитектора умения не только разработать новый проект, но и переделать уже имеющийся
Девелоперам приходится работать на быстро меняющемся рынке. Запросы покупателей растут, и сегодняшние представления о комфортном жилье довольно сильно отличаются от тех, что были еще совсем недавно. Между тем, каждый объект проходит весь путь от эскиза до ввода в эксплуатацию в течение примерно пяти лет. Отсюда риск получить на выходе морально устаревший продукт. Как реагировать на изменяющиеся требования рынка? Можно ли «перешивать платье» на ходу, если проект вдруг «не пошел»? Глава архитектурного бюро GAFA Architects Григориос ГАВАЛИДИС уверен, что безнадежных ситуаций не бывает.
«СГ»: За сколько лет устаревает проект?
Григориос Гавалидис: Сложно сказать. Мы часто видим ситуации, когда изменений требует даже не проект, а то, что уже строится и почти готово. Конечно, никто не хочет менять проекты по своей воле. Ведь любое значительное изменение — это новая экспертиза, рабочая документация и т. д. Но рынок диктует свои условия, поэтому сегодня архитекторы и стараются закладывать в проект максимальную гибкость и адаптивность.
«СГ»: И все же, если проект «вышел из моды», что можно сделать?
Г.Г.: Многое. Сейчас мы работаем с проектом «Новоград Павлино» в Подмосковье. Первая очередь его была построена и реализовывалась как эконом-класс. Вторая была запроектирована так же, но продажи шли плохо, и нас пригласили поработать со следующей, третьей, очередью проекта. Изменения коснулись практически всех аспектов. Мы развили зону благоустройства, опустили входные группы на уровень земли, сформировав таким образом безбарьерную среду. Убрали с фасадов так называемые «градусники» — характерную черту массового домостроения советского и постсоветского периодов, когда выступающие балконы ровными грядами «разрезают» фасады многоэтажек. Специально для этого комплекса совместно с заводом разработали кирпич ручной формовки. Это принципиально новый подход в экономе, все-таки создание уникальных материалов — это черта жилья более высокого класса. В результате заказчик отметил рост интереса не только со стороны целевой аудитории, но и со стороны более состоятельных и требовательных покупателей. Сейчас он продается как комфорт-класс. Спрос повысился, выросла рентабельность проекта.
«СГ»: Кто принимает решение, что и как надо менять?
Г.Г.: Помимо заказчика, мы плотно работаем с отделом продаж, который постоянно оценивает рынок, проводит исследования и в результате формирует техническое задание. В процессе изучения ТЗ мы часто предлагаем решения, основанные на нашем опыте и как архитекторов, и как потребителей. Ставим себя на место будущих жителей, представляем, как бы мы хотели жить. Например, мы точно знаем, что в таких форматах, как сити-хаусы, или квартиры на первом этаже с индивидуальными выходами, востребованы апартаменты с собственным патио. С юридической точки зрения оформить такое решение застройщику несколько сложнее, но продается оно хорошо.
«СГ»: Можно ли менять планировки квартир на этапе, когда дом уже строится?
Г.Г.: Если уже здание строится, то никто из заказчиков не захочет переносить перегородки, потому что нужно заново проходить экспертизу, существенно увеличивать документооборот. Если мы говорим не о полной переделке проекта, а о выборочных изменениях, не затрагивающих основной конструктив здания, то надо получать новое заключение экспертизы, затрагивающее лишь те разделы проекта, в которые вносились изменения. Если конструктив все-таки затрагивается и нужно сделать, к примеру, камины, двухэтажные квартиры, поменять высоту потолков с 3,05 на 3,25, то это история подольше. Но крупные девелоперы — «ПИК», «МИЦ», «ИНГРАД» и другие — изначально закладывают в проект возможность корректировки квартирографии. Это современные требования рынка.
«СГ»: А что еще можно сделать, чтобы «освежить» проект?
Г.Г.: У нас очень долгое время существовало мнение: давайте просто поменяем фасады, и проект пойдет. На самом деле не все так просто, но изменение фасада, конечно, может повлиять на восприятие здания. Например, мы работали с проектом «Отражение» в Марьиной Роще. Хорошее место, недалеко от центра. Но почему-то фасады заложил проектировщик, далекий от понятий архитектурной композиции. В результате здание стоит, а спроса на него нет. На этом этапе заказчик пригласил нас. Мы пересмотрели концепцию и начали менять фасады, затем полезли внутрь и немного поменяли квартирографию. И ситуация изменилась кардинально. Действительно, иногда достаточно изменить фасадные решения, сделать их более современными и интересными, и проект «заиграет». Даже на последнем этапе есть шанс, безнадежных ситуаций практически не бывает. У нас есть дорогой объект лужковского периода по комплексной реновации промышленных территорий, на котором сейчас возводится вторая очередь. Место отличное, но сам проект был признан не очень удачным, и продавался он плохо. Мы изменили образ второй очереди, и маркетологи отмечают, что благодаря этому первая очередь стала продаваться лучше. Покупатели говорят: «Да, в нашем доме фасады не ахти, но из окон мы видим красивые дома». Что справедливо: вид из окна сейчас стал продаваться. Так что изменять проекты можно по-разному.
Цитата:
Григориос Гавалидис:

Номер публикации: №4 от 01.02.2019