По новым сметам: правила участия подрядных организаций в работах по капремонту МКД нуждаются в изменениях

По новым сметам: правила участия подрядных организаций в работах по капремонту МКД нуждаются в изменениях

По новым сметам: правила участия подрядных организаций в работах по капремонту МКД нуждаются в изменениях
В четверг, 2 марта, в Совете Федерации состоялся круглый стол по теме «Совершенствование законодательства РФ в части повышения качества организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Как заявил замминистра строительства ЖКХ России Алексей Ересько, темп реализации программ капремонта по стране достаточно высоки. В 2022 году было отремонтировано свыше 53 тысяч домов, в которых проживает более 8 млн человек, и это больше, чем в 2021 году. На эти цели удалось собрать 273 млрд рублей взносов и при этом со стороны регионов финансовая поддержка работ по капремонту составила 23,3 млрд, или 9% от стоимости работ.

Выступивший на круглом столе вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий остановился на проблемах, которые возникают у подрядных организаций. По его мнению, эта категория участников капремонта остается «в стороне», ей уделяется недостаточное внимание. И как результат, за 2022 год тендеры на проведение работ по капремонту не состоялась в 88% торгов, т.к. компании в сложившихся ценовых условиях, видят риски неисполнения контрактов.

Правда регионы сегодня научились пересматривать программы, менять адреса и состав работ. Но при этом получается, что сейчас популярной мерой стала замена лифтов, т.к. по таким работам есть 100% оплата работ. Но одновременно вопросы замены инженерной инфраструктуры оказались задвинуты на задний план. И это усугубляет имеющиеся проблемы.

«Думаю, что сегодня главный вопрос – это вопрос ценообразования. Стоимость ремонт кровли на одинаковом типе панельных домов при одинаковом типе и составе работ может отличаться на 10-15%», – сказал Аркадий Чернецкий.

По его мнению, основные причины низкой активности подрядных организаций – некорректные цены контрактов, а также длительные сроки оплаты работ (от 1 до 3 лет с момента их выполнения). Среди негативных моментов также устаревшая сметная документация и некоторые другие.

В целях решения имеющихся проблем Аркадий Чернецкий предложил ряд решений. Во-первых, необходимо взять на контроль процесс корректировок региональных программ капремонта, чтобы иметь возможность сравнить то, что предполагалось сделать с тем, что вышло по последней редакции программы. Во-вторых, следует установить требования по оплате выполненных работ по капремонту МКД по аналогии с условиями контрактов, заключенных в рамках ФЗ-44.

Аркадий Чернецкий подчеркнул, что сегодня на фоне не слишком «жирного» финансирования деньги по ремонтным работам отдаются не тем, кто их исполняет, а расплодившимся посредникам. И эту проблему тоже надо решать. Далее, необходимо разработать сметные индексы капремонта по разному типу работ (по кровле и т.п.). «Нужно понимать, что нельзя приравнивать строительство и капремонт», - сказал он.

Также нужно внести изменения в Градкодекс по аналогии с бюджетным строительством, обеспечивающимся приказом Минстроя № 841 в части возможности использования сметных нормативов для определения начальных позиций контрактов (статья 8.3).

«Последнее, это вопрос, связанный с пересмотром правил формирования реестра квалифицированных подрядных организаций. Три года сегодня – это неправильно, т.к. за это время больше количество подрядчиков теряют свою квалификацию и из-за этого часто срывают работу. И то, что должно было бы служить гарантией в результате таким не является», – заключил Аркадий Чернецкий.