Рынок торговой недвижимости Московского региона

Рынок торговой недвижимости Московского региона

В третьем квартале 2016 года в Московском регионе было введено 270 000 кв. метров качественных торговых площадей – на рынок вышло четыре профессиональных классических ТРЦ, а также была открыта 2-я очередь ТРЦ «Метрополис». Квартал стал лидером по объему ввода новых торговых площадей в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет за всю историю рынка торговой недвижимости Московского региона, следует из отчета международной консалтинговой компании Colliers International.

Помимо классических профессиональных ТРЦ, в III квартале в Московском регионе также открылся районный торговый центр «Солнцево-Парк» на Боровском шоссе и 2-я очередь специализированного торгового комплекса «Каширский Двор-1».

Всего же на сегодняшний день в Москве и городах-спутниках на разной стадии строительства находится 23 профессиональных ТЦ совокупной торговой площадью 820 000 кв. м без учета замороженных объектов. При этом стоить отметить, что в текущем году в Московском регионе не было начато ни одного проекта строительства крупного торгового центра, а к числу «молодых» строек, стартовавших в конце 2015 г., можно отнести возведение МФК на Каширском шоссе на месте ТРЦ «Капитолий» компанией Enka, а также строительство парка развлечений «Остров Мечты» компанией «Регионы».

Несмотря на активизацию спроса со стороны ритейлеров, новые торговые центры продолжают открываться полупустыми. Средняя фактическая вакантность введенных в III квартале 2016 г. торговых центров составила 60%. В расчете показателя учитывались торговые площади арендаторов, фактически работающих в день открытия торгового центра. По мере открытия арендаторов, находящихся в настоящее время на этапе отделки, уровень заполняемости новых ТЦ, открывшихся в 2016 г., будет расти. Схожая тенденция наблюдалась и в торговых центрах, открывшихся в 2015 г. и активно заполнявшихся впоследствии.

Лучшим открытием по итогам 9 месяцев 2016 г. стал ТРЦ «Океания» (компания-девелопер ЗАО «ТПС Недвижимость») – в день открытия в торговом центре работал 41% от общего числа арендаторов или 54% торговых площадей (данные Colliers International). При этом, по данным девелопера, в ТРЦ уже подписаны договоры аренды на более чем 80% площадей.

В настоящий момент в целом по рынку вакантность в торговых центрах Москвы остается стабильной и составляет 10%. По оценкам Colliers, такой уровень свободных площадей сохранится до конца года - прогноз подтверждается динамикой заполнения вакантных площадей в действующих торговых центрах, информацией о подписанных договорах аренды и арендаторах, ведущих ремонт помещений в новых и заявленных к открытию объектах.

По прогнозам Colliers, до конца года в Московском регионе может быть введено семь торговых объектов совокупной арендопригодной площадью 201 000 кв. м, а общий прирост рынка торговой недвижимости региона по итогам 2016 г. достигнет 601 000 кв. м, что сопоставимо с показателем ввода 2015 г. Однако открытие некоторых объектов может быть перенесено на начало 2017 г.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «Собственники действующих и новых торговых центров ведут активную борьбу как за арендаторов, так и за покупателей. Подход к формированию коммерческих условий остается индивидуальным для каждого конкретного арендатора и проекта ТРЦ, при этом готовность ритейлеров зайти в тот или иной проект зависит от целого ряда факторов. Для привлечения новой покупательской аудитории ТРЦ и для удержания трафика собственники стараются выделить свой объект на фоне конкурентов за счет добавления к классическому tenant-mix элементов life-style центров и привлечения нестандартных арендаторов. Кроме того, в удержании аудитории ТРЦ растет роль формирование грамотной маркетинговой стратегии и выбор инструментов маркетингового продвижения, в частности всевозможные event мероприятия».

Теги: