Предложение равняется на спрос

Сокращение ввода новых торговых площадей ведет к снижению уровня вакансии

Ни одного нового торгового центра не было введено в Москве в I квартале текущего года. Аналогичная ситуация наблюдалась и в I квартале 2016 года. При этом, средний уровень вакансии по рынку сократился до 9,7% с 10,4% в конце предыдущего года. Тенденция падения доли свободных помещений наблюдается как в старых объектах, так и объектах, введенных в период кризиса 2014-2016 годов. Так, средний уровень вакансии в объектах 2016 года сократился с 38% в III квартале 2016 года до 17% в I квартале 2017 года. Аналогичная ситуация наблюдается в объектах, реализованных в 2014-2015 годах. На сегодняшний день средняя доля свободных площадей составляет 13%.

Сокращение объема ввода новых торговых площадей приведет к дальнейшему снижению уровня вакансии. К концу года средний уровень вакантных площадей может снизиться до 8,5%. Всего в 2017 году к вводу заявлено пять объектов общей арендопригодной площадью 195, 5 тыс. кв. м: Вегас Кунцево (113 тыс. кв. м GLA), Видное Ритейл парк (27, 5 тыс. кв. м GLA), ВТБ Арена Парк (20 тыс. кв. м), Миля/Жулебино (21 тыс. кв. м GLA) и Галеон (14 тыс. кв. м GLA).

diagr1.jpg

Повышенный интерес мировых ритейлеров к российскому рынку сохраняется, несмотря на продолжающуюся рецессию. Этому способствуют низкий уровень арендных ставок, переход на процент с товарооборота и появление большого количества качественных объектов в Москве в последние два года.

В I квартале 2017 года на московский рынок вышли семь новых международных брендов, что сопоставимо со среднеквартальной динамикой в прошлом году. Среди новичков лишь один бренд открыл свой первый магазин в стрите, остальные расположились в торговых центрах. Четыре из семи новых ритейлеров работают в сегменте одежды и обуви. На этот сегмент приходится около 40% магазинов в 15 крупнейших торговых центрах Москвы.

В глобальном рейтинге городов по присутствию международных ритейлеров Москва занимает 6-ю строчку, уступая таким городам, как Лондон, Дубаи, Шанхай, Нью-Йорк и Сингапур. Среди брендов, планирующих выход на московский рынок до конца 2017 года — Under Armour, Presse Cafe, Disney Store, Eataly, Tucano Coffee, Tresophi, Aiim, Jura и другие. Покинули московский рынок с начала года два ритейлера — сеть Takko Fashion и Finilayson (для сравнения: в 2016 году с рынка ушли пять ритейлеров — Stockmann, La Senza, Magnolia Bakery, Prenatal Milano и Mexx).

diagr2.jpg

В течение I квартала ценовая политика и диапазоны ставок, выраженные в проценте с товарооборота, в московских ТРЦ не изменились. Сегодня на рынке активно используются несколько моделей арендной ставки, представленных различными комбинациями базовой ставки и/или процента от товарооборота, в том числе и в различных валютах контракта: доллары, рубли, доллары с фиксацией обменного курса или коридора на определенный срок и т.д.